А м матюшкин вклад в психологию



А м матюшкин вклад в психологию

Матюшкин Алексей Михайлович (29.12.1927, с. Гривки Саратовской обл.). Психолог. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1953). Специальность: психология. Участник Великой Оте чественной войны. Кандидат психологических наук (1961). Доктор психологических наук (1974). Скончался в 2004 году.

Профессор кафедры общей психологии факультета психологии (1978–1981). В Московском университете читал спецкурсы: «Психология мышления», «Психология одаренности».

Директор Института психологии РАО (1983–1990).

Академик АПН СССР (1990). Академик РАО (1993). Почетный профессор Международной ассоциации онто психо логии (1990). Член международной ассоциации «Одаренные дети» (Gifted children). Член ред кол легии европейского «Журнала высших способностей». Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1982–1992).

Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и юбилейными медалями. Лауреат премии им. К.Д. Ушинского.

Область научных интересов: проблемы психологической структуры и методы экспериментального исследования мышления. Получил экспериментальные данные об условиях анализа и обобщения отношений в решении мыслительных задач. На основе психологических исследований творческого мышления разработал психологическое обоснование принципов проблемности в обучении; предложил психологическую классификацию проблемных ситуаций; сформулировал принципы, определяющие оптимальную последовательность проблемных ситуаций в обучении; определил соотношение проблемных и непроблемных форм обучения. Экспериментально показал психологическое значение проблемности как фактора творческого развития человека, особенно значимого для развития одаренных и талантливых учащихся на этапах школьного и вузовского обучения. Совместно с учениками экспериментально подтвердил положения о межличностном диалоге как общепсихологическом и социально-психологическом факторе, способствующем актуализации и развитию творческого потенциала одаренных и талантливых школьников и студентов в усвоении знаний и решении творческих задач, сформулированы принципы про блем но-диалогических методов обучения. В последние годы на основе разработанной концепции «Творческая одаренность» исследуются проблемы структуры и развития творческого потенциала человека, условия стимулирования и развития одаренных и талантливых детей на всех этапах обучения.

Тема кандидатской диссертации: «Мышление как решение задач». Тема докторской диссертации: «Про блемные ситуации в мышлении и обучении».

Подготовил 15 кандидатов и 2 докторов наук. Опубликовал около 150 научных работ.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2021: Станислав Козловский

Источник статьи: http://psy.msu.ru/people/matyushkin.html

Матюшкин алексеи михаилович

7 июля 2004 г. трагически ушел из жизни Алексей Михайлович Матюшкин — действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор.

Алексей Михайлович родился 20 декабря 1927 г. В семье служащего в селе Гривки Салтыковского района Саратовской области. В 1944 г. Он с отличием окончил среднюю школу, служил в бомбардировочном авиаполку, был отмечен государственными наградами. После демобилизации в 1948 г. поступил на отделение психологии философского факультета МГУ им. Ломоносова, здесь же закончил аспирантуру.

Свою научно-исследовательскую деятельность А. М. Матюшкин начал в школе С. Л. Рубинштейна, в 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию «Исследование психологических закономерностей процесса мышления (анализа и обобщения)».

С 1963 по 1974 гг. Алексей Михайлович работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР: в лаборатории психологии обучения он продолжал вести исследования психологической структуры мышления и разработку методов его экспериментального изучения. В докторской диссертации Матюшкина «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1974 г.) впервые была описана психологическая структура и классификация проблемных ситуаций и условий их возникновения.

С 1974 по 1980 гг. А. М. Матюшкин возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР, где под его руководством проводились теоретические и экспериментальные исследования межличностных отношений и диалогического общения как психологических факторов развития мышления и личности.

С 1980 г. и до последних дней жизни научно-исследовательская и организационная деятельность Алексея Михайловича вновь была связана с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Психологическим институтом РАО), который он возглавлял с 1983 по 1990 г. В этот период он приступил к осуществлению ряда значимых международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал контакты российских и зарубежных психологов, международные конференции и семинары.

С именем Алексея Михайловича связано знакомство отечественных психологов с такими видными представителями зарубежной науки, как К. Роджерс, Г. Пассов, Д. Сиск, С. Каплан, К. Хеллер и др., открывшее дорогу для развития новых направлений психологической практики в нашей стране.

Будучи в то же время главным редактором журнала «Вопросы психологии», А. М. Матюшкин способствовал публикации материалов различных научных школ, что значительно расширило круг проблем, обсуждаемых психологическим сообществом. В лаборатории психологии развития познавательных процессов в обучении под его руководством проводились исследования развития внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах.

В 1982 г. Алексею Михайловичу было присвоено ученое звание профессора, с 1990 г. он — академик РАО.

Несомненной заслугой Алексея Михайловича Матюшкина явилось возрождение интереса психологов и педагогов к проблеме одаренности, которую он со своими сотрудниками начал разрабатывать в конце 80-х гг. XX в.. В созданном им Общесоюзном центре исследований одаренности проводились широкомасштабные международные проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Эта деятельность была высоко оценена зарубежными психологами: А. М. Матюшкин избирался в Международный и Европейский советы по одаренности, награждался почетными грамотами и медалями за доклады на международных конференциях.

Последние 10 лет жизни Алексей Михайлович возглавлял лабораторию психологии одаренности. Им была разработана концепция творческой одаренности, давшая начало новому научному направлению и ставшая основой ряда современных государственных документов в сфере образования. Алексей Михайлович внес большой вклад в создание специальных программ обучения для детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями, под его руководством были организованы школы и классы для таких детей. За работы в области психологии одаренности А. М. Матюшкин был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Алексея Михайловича Матюшкина по праву можно назвать одним из классиков отечественной психологии. Опубликовав около 200 научных работ, он внес значительный вклад в разработку фундаментальных вопросов психологии обуче-

ния и развития, мышления, творчества, одаренности. Широко известны такие его научные труды, как «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1972), «Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности» (1984), «Развитие творческой активности школьников» (1991), «Загадки одаренности» (1993). В 2002 г. Вышла из печати его последняя монография «Мышление, Обучение, Творчество».

Алексей Михайлович много лет вел преподавательскую работу, в том числе на факультете психологии МГУ. Под его руководством было защищено более 20 кандидатских и докторских диссертаций. За заслуги в научной и педагогической деятельности он был награжден медалями им. К. Д. Ушинского и им. Г. И. Челпанова.

Алексей Михайлович был яркой творческой личностью. Обладая широким научным кругозором, он всегда щедро делился идеями с коллегами. Его отличала удивительная способность к творческому диалогу с любым собеседником — ребенком, учителем, сотрудником лаборатории, академиком. Скромность, глубокая внутренняя интеллигентность, теплый юмор, открытость к общению Алексея Михайловича всегда привлекали людей. К нему шли за советом, его поддержка и мудрость помогли многим.

Светлая память об Алексее Михайловиче Матюшкине навсегда останется в сердцах его сотрудников, коллег и учеников.

Источник статьи: http://studfile.net/preview/2429380/page:20/

К 80-летию А.М.Матюшкина

Задорина Е.Н.
кандидат психологических наук, проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

В декабре 2007 г. исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося отечественного психолога Алексея Михайловича Матюшкина (20.12.1927—07.07.2004). Он был учеником С. Л. Рубинштейна, под руководством которого в 1953 г. защитил дипломную работу, а позднее, в 1960 г., — кандидатскую диссертацию «Исследование психологических закономерностей процесса мышления». Еще во время обучения в Московском университете Алексей Михайлович интересовался процессом решения задач, поисками составляющих «ядра» мышления. В его кандидатской диссертации нашли отражение полученные им новые данные о характеристиках условий анализа и обобщения, о роли отношений в решении системы мыслительных задач, о средствах анализа и этапах поиска решения новых проблем человеком.

А. М. Матюшкин, работая в Лаборатории психологии обучения (с 1963 по 1974 г.) НИИ общей и педагогической психологии (сейчас Психологический институт РАО), разрабатывал темы анализа структуры мышления и методов его экспериментального исследования, поиска закономерностей основных процессов мышления, психологии решения творческих задач. Эти исследования внесли большой вклад в разработку фундаментальных проблем психологии мышления, а полученные результаты были представлены в монографии и докторской диссертации «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», защищенной им в 1973 г.

Источник статьи: http://psyjournals.ru/mpsi_worldpsy/2007/n4/27495.shtml

Алексей Михайлович Матюшкин

(20.12.1927, с. Гривки Саратовской обл. – 07.07.2004) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии мышления. Автор концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей. Ученик С. Л. Рубинштейна. Доктор психологических наук (1974 г.), профессор (1982 г.). Член-корреспондент АПН СССР (1985 г.), действительный член АПН СССР (1990-1993), действительный член РАО (с 1993 г.). Председатель Общества психологов СССР (1983-1987 гг.). Главный редактор журнала Вопросы психологии (1981 – 1992 гг.). Награжден медалью К. Д. Ушинского (1997 г.). Участник ВОВ (1944-1945 гг.). Награжден медалью «За победу над Германией». Завершив службу в армии, поступил на отделение психологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова(1948-1953 гг.). В 1955-1957 гг. учился в аспирантуре отделения психологии факультета философии МГУ. После аспирантуры работал ред. отдела психологической литературы издательства АПН РСФСР (1957-1961 гг.), затем — научным сотрудником одного из московских научно-производственных объединений (1961-1963 гг.). В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, в которой были представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и решения новых проблем. С 1963 г. по 1974 г. работает в НИИО и ППАПН СССР в лаборатории психологии обучения, где продолжил изучение психологической структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального исследования, а также работал над психологическим обоснованием проблемности в обучении как факторе психического (в том числе, интеллектуального) развития человека. В результате была создана концепция психологической структуры и типологии проблемных ситуаций, составившая основу докторской диссертации «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1974 г.). В 1974-1980 гг. Матюшкин работает в НИИ проблем высшей школы Министерства просвещения СССР, где возглавил сектор психологии. Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались формы и методы обучения в высшей школе (Актуальные проблемы психологии в высшей школе, 1977; Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения, М., 1978). В 1980 г. возглавляет лабораторию Психологии развития познавательных процессов в обучении НИИ ОиПП АПН СССР (с 1983 г. по 1990 г. — директор института), где разрабатывает концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении (изучалось развитие внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах). В концепции было предложено иное, по сравнению с традиционным, целостное понимание познавательного развития как творческого процесса раскрытия потенциальных возможностей человека (Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности, М., 1984). В этот период осуществил ряд международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы. Другим важным направлением научной работы Матюшкина было возрождение исследований по проблеме одаренности детей. В 1987-1989 гг. была разработана научная концепция и программа исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов — Творческая одаренность, утвержденная коллегией Гособразования СССР (1989 г.). Оставив директорский пост (1990 г.), Матюшкин возглавил созданный им Центр по творческой одаренности детей при НИИ ОиПП. В 1992 г. Центр был преобразован в лабораторию психологии одаренности ПИ РАО, где под его руководством были развернуты широкомасштабные международные (США, Германия) проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Разработана концепция творческой одаренности, ставшая основой ряда государственных документов в сфере образования детей (Развитие творческой активности школьников, М., 1991; Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики, М., 1993.) Матюшкин автор большого количества научных работ, последняя из которых — Мышление. Обучение. Творчество, М., 2001.

Источник:Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – Т. История психологии в лицах: Персоналии. – М., 2005. – С. 297-298.

Источник статьи: http://www.dates.gnpbu.ru/2-7/Matjushkin/matjushkin.html


Adblock
detector