Абай кунанбаев его вклад в педагогику



Педагогические взгляды Абая Кунанбаева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально-феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться.
Чем дальше вглубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Педагогические взгляды Абая Кунанбаева.docx

Педагогические взгляды Абая Кунанбаева

Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться.

Чем дальше вглубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги.

В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегизбаева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С. Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др. Менее изучено его просветительско- педагогическое наследие.

Поэтическое творчество Абая неотделимо от его педагогических взглядов. О необходимости исследования произведений Абая с точки зрения их воспитательного значения впервые заговорил М. Ауэзов. «Возьмем назидания Абая о человечности, — писал он. – Среди них есть немало таких, которые с большим успехом послужат и для нашей действительности».

Отбирая исторически-прогрессивное из наследия Абая и ставя его на службу нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, М. Ауэзов прежде всего обращается к патриотическим и интернациональным мотивам творчества поэта.

Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.

Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, — это родители.

Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.

В раскрытии педагогических взглядов Абая следует отметить работы таких казахстанских ученых, как Т. Тажибаев, К. Жарикбаев, Х. Суюншалиев, А. Казыбаев, Э. Нильдибаев, А. Сембаев, С. Срымбетов и др. Их исследования касались отдельных аспектов его педагогического наследия. В данной работе оно раскрывается в комплексе.

Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой.

Однако они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теории и практики «его отношение к телесным наказаниям, ряд принципов обучения и воспитания: взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием; признание ведущей роли воспитания в формировании личности; труд как одно из главных средств воспитания и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая и тому, что великий просветитель был хорошо знаком с историей материальной и духовной культуры народов Востока, революционно-демократическими и педагогическими взглядами Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д Ушинского, выдающихся педагогов и просветителей Западной Европы.

Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов.

Известно, что Абай не был человеком, полностью свободным от религиозных взглядов. Но когда вставал вопрос – наука или религия? – он без колебания занимал сторону науки. Видимо, это обстоятельство в решающей мере повлияло на его оценку религиозного воспитания, которое он решительно отвергал как реакцинное. Он ратовал за светское образование и воспитание, раскрепощающее и развивающее ум, формирующее в ребенке человеческое достоинство.

Основанные на изучении трудов прогрессивных педагогов и национального опыта народной педагогики педагогические взгляды мыслителя соответствовали уровню развития современной ему науки, а во многих случаях и опережали её.

К сказанному следует добавить, что Абай первым среди казахских просветителей, ученых и педагогов понимал и требовал учета возрастных и психологических особенностей детей в процессе их воспитания.

Абай считал, что основными признаками педагогического мастерства воспитателя, наставника являются целеустремленность, высокий уровень общей педагогической культуры, ум, доброе сердце, педагогический талант, готовность к постоянному поиску, доброжелательность.

Воспитатель, по его мнению, должен использовать в своей деятельности все факторы влияния на воспитуемого: семью, среду, общение.

Последнему он придавал особо важное значение.

Не будучи педагогом-ученым и педагогом-практиком в прямом и профессиональном смысле слова., Абай на основе обобщения своих наблюдений, опираясь на прогрессивные тенденции в развитии современной и предшествовавшей ему педагогической мысли сумел сформироваться как педагог-наставник, имеющий свои взгляды на теорию и практику воспитания молодого поколения.

Абай – наставник и учитель, приобщая свой народ к великому наследию культуры русского народа, а через нее – к культуре других народов, возглавлял самое прогрессивное движение общественной мысли своего времени. Он воплощал в себе все лучшие качества просветителя, способного вести за собой людей через все преграды, мешавшие на пути к светлому будущему.

Источник статьи: http://www.referat911.ru/Iskusstvo/pedagogicheskie-vzglyady-abaya-kunanbaeva/159762-2204974-place1.html

Статья «Взгляды Абая на педагогику. Актуальность его мыслей в современном мире.»

Цель : Выразить значимость наследия Абая в современной педагогике.

Задачи : Развитие нравственных и духовных основ личности.

Абай Кунанбаев популярен как классик казахской литературы, композитор, просветитель, демократ, вложивший собственным творчеством большущий вклад в становление литературы и культуры казахского народа.
Было подмечено, собственно, что в произведениях Абая открывается «ряд основ изучения и воспитания: связь меж трудовым, нравственным, интеллектуальным, эстетическим воспитанием; признание основной роли воспитания в формировании личности».
Поэт призывал молодежь к учению, к овладению наукой, разными свежими ремеслами, рекомендовал работать откровенно, на благо общества. Абай безустанно призывал люд к познаниям, утверждая:

«Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век! Лишь знанье — светоч сердец!».

Он подчеркивал, собственно, что недоступность познаний, невежество делает человека плохим. По его воззрению, духовное улучшение личности во многом находится в зависимости от приобретения новых познаний, просвещения.

«Знание человека, — писал он, — это мерило человечности»

Лишь только владея важной суммой познаний, человек имеет возможность: узнавать мир, различать благое от зла, нужное от вредоносного, и только за это время от него возможно дожидаться полезности. Дабы успевать за возрастающими познаниями людского общества, нужно обучаться, пополнять собственные познания любой час.

В «Словах назидания» Абай сообщает: «Без науки нет блага ни на том, ни на этом свете». «45-ое слово», завершается текстами: «Тот, у кого больше знаний. тот и обладает миром».

Он учил младшее поколение отыскивать свое пространство в обществе и собственные познания ориентировать на содействие народу высвободиться от невежества и бесправия. Поучения Абая и сейчас имеют большущий воспитательный смысл.
Абай обучает, собственно, что почвой всего на земле, как для общества, так и для науки, считается человечность, гуманность. Она, как и приверженность, сердечность, верность, оформляет суть человека.
Большущий просветитель и педагог раскрывает связь умственного воспитания с эстетическим развитием и нравственным становлением личности молодого человека . «Качества духовные, — писал Абай , — вот что главное в человеческой жизни». Наиболее наилучшими человечными свойствами поэт считал приверженность в дружбе, любви, доброту, честность, верность, стремление к труду, влечение к познаниям.

Давайте порассуждаем, об актуальности этих убеждений в наше время. «Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.» — фраза, сказанная человеком около 2-ух веков назад. Имеет ли она смысл?

В современном образовании используются различного рода методы, которые помогают с раннего возраста воспитать в человеке тягу к науке. Наука- является для учащихся объектом познания во всем периоде взросления, но помимо тяги к учению, в детях воспитывается воля, помогающая не опустить руки на достигнутом познании и продолжать учение в периоде жизни. Так же в учебных заведениях свойственна нравственная форма воспитания, воспитывающая совестливое отношение к поступкам.

В «32-ом слове» Абай ведет речь об условиях, способствующим правильному познанию науки. Он считал, что образование не должно быть отстраненно от жизни, от практической работы людей. Абай просит народ, чтобы те связывали свои приобретенные познания с жизнью. Эта связь облегчает его труд, дабы знания были опорой действиям. Лишь так человек становится разумен. «Изучай науку, приобретай знания, рассчитывая на то, что это принесет миру пользу»

Наше общество понимает это и с дошкольного образования применяются методы наглядности, где дети видят наглядно, как их знания полезны в их жизни.

Подводя итоги проведенной работы, хочется сказать, что наследие Абая остается актуальным и по сей день. Его взгляды были направленны в будущее, а охватывали все единицы общества.

«…Если страстно полюбишь науку и само знание будешь считать достоянием, то оно даст тебе высшее блаженство. Чувство твое будет прекрасным, и, узнав, ты в ясных словах и фразах закрепишь в себе познание».

Источник статьи: http://infourok.ru/statya-vzglyady-abaya-na-pedagogiku-aktualnost-ego-myslej-v-sovremennom-mire-4547907.html


Adblock
detector