Абай кунанбаев и его вклад в развитие политической мысли в казахстане



Политический путь Абая. Часть 1

Однако, вместе с тем, Абай был не только поэтом-просветителем, композитором, основоположником казахской письменной культуры, но и одним из известнейших общественных и политических деятелей Семипалатинской области. Портал Qazaqstan Tarihy предлагает ознакомиться с трудностями политической деятельности реформатора Абая Кунанбаева

Среди детей Кунанбая Абай был самым способным. В тринадцать лет он начал активно участвовать в родовых делах, выступал против политических соперников своего отца Кунанбая кажы. В этой борьбе его дела шли с переменным успехом. Однако первую значимую победу Абай одержал в двадцать семь лет.

Тогда в ауле Оразбая Аккулыулы состоялись выборы волостного управителя. Его аул находился неподалеку от Бигулы. Абай приехал на выборы один, без родственников, и добился избрания своего младшего брата Ыскака волостным управителем. С самим Оразбаем у Абай долгое время были достаточно дружеские отношения в то время, как его отец Кунанбай хаджи считал, что Оразбай и ему подобные не могут быть истинными друзьями. Сам Абай не считал Оразбая своим врагом, у него даже состоялись ожесточенные споры с отцом по этому поводу. Тем не менее, Абай три раза подряд добивался избрания Ыскака волостным.

Однажды перед третьим избранием Ыскака Абай приехал в его аул. Ыскак еще не встал с постели. Аксакалы, не дождавшись его, к полудню начали расходиться. Тогда Абай вызвал Ыскака и сказал:

— Смотри, вон идет Жиренше. Ты знаешь, о чем он думает?

— Нет, — ответил Ыскак.

— Он думает, что на будущих выборах ни за что не будет голосовать за тебя.

Десять лет, в течение которых Ыскак был волостным, оставили в народе недобрую память о нем. Ыскак считал, что для того, чтобы управлять волостью, мнение народа знать необязательно.

Недовольство народа вызывало то, как Ыскак и его жены распоряжались чужим скотом. Их возмущало, что волостной управитель распоряжался чужим имуществом как своим собственным. В частности, в романе «Путь Абая» рассказывается, что, когда Ыскак с женой выезжал на съезд, по прибытию для них ставили юрту, кололи скот и устраивали увеселительные игры. Кроме того, возмущение вызывал взрывной характер Ыскака: когда он злился, он не брал в расчет ни возраст, ни авторитет человека и набрасывался на него с дикой яростью.

Самого младшего брата Абая звали Оспан. Он был человеком широкой натуры. С виду он мог казаться простоватым, но, что отличало его от Ыскака, он всегда отдавал отчет каждому своему поступку. О молодом человеке, который еще не нашел своего призвания, разные люди думали по-разному и нередко ошибались. Однако даже такому человеку была не чужда крутизна характера: если ему кто-то нравился, то его щедрость разливалась море, а если нет, то его могли за ноги вытянуть из дома и выбросить за порог. Тем не менее, Оспан после Абая был самым умным из братьев.

У Абай также был старший брат Кудайберды. Он долго был с ним в ссоре, но за два-три года до своей смерти Кудайберды помирился с Абаем. В течение этих лет они совсем забыли о ссоре и по-настоящему, по-братски относились друг к другу.

После того, как третий срок Ыскака как волостного управителя был окончен, на эту должность была выдвинута кандидатура Шакарима кажы, сына Кудайберды, которому совсем недавно исполнилось 20 лет.

Когда Шакарим кажы стал волостным, он начал тайно собирать своих сторонников и скреплять союз клятвой. Но это ему не помогло. На следующих выборах хотели избрать волостным Оспана, но против его кандидатуры были и предводители родов, и сам Шакарим кажы. После долгих споров, в конце концов, волостным управителем был избран Кунту, ставленник Оразбая. Его кандидатуру поддержали все друзья и родственники Кунанбай кажы, что был расценено как предательство с их стороны.

Когда огласили результаты Ыскак пришел к Абаю и сказал: «Люди переметнулись на сторону Кунту. Они обманывают тебя». Это событие имело место быть в 1884 году. Абай к тому моменту был серьезно болен и стал все чаще разочаровываться в друзьях и окружавших его в ту пору людях.

За время управления волостью Кунту добился перехода рода Олжай в Мукурскую волость, а рода Оразбая Кушик — в Бугулинскую. Кроме этого, новое руководство волости стало плести интриги против Абая. На него было заведено дело с целью сослать его подальше от родовых земель. Однако их плану помешал приезд в Семипалатинск генерал-губернатора Лосовского, который, прочитав приговор об изгнании Абая, решил встретиться с ним. Неизвестно, какие слова звучали в том разговоре, но известно, что напоследок генерал-губернатор сказал Абаю: «Ты – человек, вознесшийся выше своего времени».

В 1886 году генерал-губернатор поручил снять Кунту с должности волостного, а на его место снова был назначен Шакарим.

В следующем 1887 году волостным Чингизской волости стал младший брат Абая Оспан. Разделение волостей, спровоцированное Кунту, сильно поссорило аулы, а потому Абай в 1889 году поспособствовал возвращению родов Олжай и Кушик в Чингизскую волость. В тот год Оспан снова был избран волостным, а Абай, добившись мирных межродовых переговоров, поручил все дела Оспану и решил всецело заняться наукой.

В течение последующих трех лет Абай писал стихотворения и сочинял музыку.

В 1891 году начались разногласия между Оспаном и Оразбаем, что нарушило покой Абая. Поначалу Абай старался помирить их и приложил для этого немало усилий, однако ничего из этого не вышло. Абаю пришлось выбрать сторону конфликта, и он выбрал брата.

Его примеру не последовал другой брат Абая Танирберды, который встал на сторону Оразбая. К слову, у него было свое объяснение причинам, побудившем его на этот поступок. Дело в том, что Танирберды был человеком некрепкого телосложения. Он рано постарел и попал под влияние своего сына Азимбая. Его сын был способным джигитом, но не имел образования. Тогда Азимбай только начинал добиваться почестей путем захвата власти. Для этого он решил отказаться от братьев и породнится с их врагами. Под предлогом того, что будет руководить другим родом, он посватался с Оразбаем.

В 1892 году Оспан, на плечах которого были заботы о друзьях и недругах, умер. С его смертью вся тяжесть вражды легла на плечи Абая. Три вдовы Оспана и несколько детей были разделены между тремя его братьями (Ыскак, Танирберды и Абай). Сам Абай женился на Еркежан и переехал к ней. Это произошло в 1894 году, а в 1893 году состоялись выборы, на которых Оразбай и Кунту были избраны волостными Бугульской и Мукурской волостей. Старшины и аксакалы избрали волостным Чингизской волости Абая.

Источник статьи: http://e-history.kz/ru/news/show/4608/

Абай кунанбаев и его вклад в развитие политической мысли в казахстане

  • Значение творчества поэта в жизни современной казахстанской молодежи и значимость слов назидания.

Значение творчества поэта в жизни современной казахстанской молодежи и значимость слов назидания.

Абай Кунанбаев — это великий поэт и композитор, мыслитель, просветитель и общественный деятель. В честь него называют улицы, районы и даже университеты. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэтому сегодня Ruh.kz предлгает подробнее познакомиться с биографией Абая Кунанбаева, узнать о его жизни, творчестве и трудном пути, который преодолел за свою насыщенную жизнь этот великий человек.

Биография Абая Кунанбаева

Абай Кунанбаев появился на свет в 1845 году в Чингизских горах, настоящие имя поэта Ибрагим, но известным он стал именно под именем Абай. Семья Кунанбаевых относилась к местной знати, дед и прадед возглавляли свой род, как бии. Абай Кунанбаев с детства изучал восточные языки, а также посещал русскую школу. Поэт еще в детстве начинал писать свои первые стихи, но только к сорока годам он создаст свои взрослые стихотворения.

Мировоззрение Абая формировалось благодаря восточным ученым и поэтам, а также русским классикам. Он перевел знаменитых русских писателей, таких как Крылов, Лермонтов, Пушкин и многих других. Поэт подчеркивал важность знания русского языка и культуры. Абай писал в назидание: «Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру».

Творчество Абая было посвящено жизни родного народа. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Поэтом и писателем создано около 170 стихотворений и сделано 56 переводов.

Абай Кунанбаев как поэт

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз», или же “Слова Назидания”, состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. Труды Абая Кунанбаева были переведены на многие языки мира. “Слова назидания” — это обращение к читателю, как бы диалог, своеобразный плод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”, и философия жизни отдельного человека на фоне судьбы народа.

“Слово Первое: немой глухому

Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.

Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени. Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам. Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью. А может посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!

Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю, как и чему учить. Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения. Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся ненужными мои слова людям — останутся при мне. И нет у меня теперь иных забот”.

В этих назиданиях раскрывались проблемы истории, педагогики и морали. Поэт протестовал против насилия со стороны родителей и мулл, которые убивают в детях любовь к науке. Абай считал, что процесс обучения должен приносить радость познания. Изучение науки должно способствовать правильному позна­нию материального мира, оно должно вести человека к совершенству.

Поэт и мыслитель предостерегал молодежь от несерьезного отношения к науке. «Знать русский язык — значит открыть глаза на мир» — говорит Абай в 25 Слове. «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне».

Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: «Русская наука и культура — ключ к осмыслению мира. Владея этим ключом, можно намного облегчить жизнь нашего народа».

Сейчас перед Казахстаном стоит цель войти в тридцатку лучших стран мира в рамках реализации «Рухани Жангыру”, а ведь еще во времена Абая Кунанбаева казахский народ стремился к совершенству. Именно Абай первым говорил о выходе на новый уровень. Сегодня мы хотим выйти на мировую арену, говорим о культуре страны в глобальном мире. В те времена о нашем народе не знали во всем мире, поэтому Абай видел путь в слиянии культур с Россией. Сегодня мы говорим о модернизации сознания, которая поможет нам быть конкурентоспособными на мировой арене. Поэтому вчитываться в «Слова назиданий», которым уже века, нужно сегодня. Поэт оставил нам советы, которые сегодня как никогда актуальны.

Абай Кунанбаев как композитор

Абая можно назвать и казахским композитором, он создал около двух десятков мелодий, которые остаются популярными и в наши дни, на музыку Абай Кунанбаев переложил и некоторые свои стихи.

Он был ценителем казахского народного творчества, он прекрасно знал казахские песни и кюи, чтил песни Биржана, Ахана-серы и Жаяу Мусы. Музыкальный дар Абая был развит на глубокой народной основе. Песни Абая, как и произведения других народных композиторов, дошли до нас не в нотной записи, а в исполнении множества самых разнообразных певцов, которые, несомненно, внесли в них немало изменений.

Каждая мелодия Абая соответствовала своему стихотворению. Для песен поэта характерно равновесие текста, что в песенном творчестве являлось действительно новым явлением. Песни Абая занимают самое почетное место в современной светской казахской музыке.

Он говорил, что песня сопровождает человека всю жизнь. Радостные и веселые песни поются, когда человек рождается, а когда он умирает, звучат песни скорбные и печальные.

“Родился младенец — пир, шилдехана,

И ночами песня звонкая слышна.

Если умер близкий — скорбен человек,

Сердце злой утратой ранено навек.

Почему ж он в песню облекает боль,

Жемчуг слез роняя с увлажненных век?”

“Музыка — отблеск чувства, настроения, жизни. Надо уметь ее слушать. Надо вникать в нее глазами мысли”, — такие мысли посещали великого Абая.

Абай Кунанбаев как общественный деятель

Дружба Абая с русскими революционерами, отбывавшими ссылку в Семипалатинске, сыграла немаловажную роль в становлении его как личности в общественной деятельности и великого просветителя.

Летом 1885 года Абай принимал участие в разработке степного положения, известного в народе под названием «96 статей Абая», или «Чарское положение», так как чрезвычайный съезд «тюбе», бием которого был избран Абай, проходил на берегу реки Чар в местечке Карамола.

На съезде присутствовали более 100 биев из Каркаралинского, Павлодарского, Семипалатинского, Усть–Каменогорского уездов и Зайсанского приставства, они являлись представителями всех родов Среднего жуза.

Благотворительная деятельность Общества не осталась незамеченной в регионе, и вступая в него, Абай внес свой вклад в благое дело. Он не раз высказывался по поводу устройства казахского общества, был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство.

В современных условиях Казахстан много делает для того, чтобы вывести бизнес на международную арену, подтверждая слова Абая о том, что если развивать торговлю не только в пределах одного города или одной страны, то его родина может совершенствоваться намного быстрее, чем сейчас. В рамках программной статьи «Рухани жангыру» мы говорим о помощи бизнесменам, о необходимости повышения уровня конкурентоспособности казахстанских предпринимателей. В те времена не было понятия слова «бизнесмен», но если переложить взгляды поэта на сегодняшнюю ситуацию, то именно в развитии международного бизнеса и партнерства он видит развитие свой страны. Потомки стараются не подвести великого деятеля, мы также движемся вперед и совершенствуем себя, свою страны и свое сознание.

Поэтому в наше время очень важно помнить таких великих и мудрых людей, каким был поэт, переводчик, композитор, философ и мыслитель Абай Кунанбаев. Это способствует не только развитию нашей страны, но и развитию каждого казахстанца, как отдельной личности.

Источник статьи: http://ruh.kz/news/abai_kunanbaev_vklad_v_razvitie_kazahskoi_kulturi/


Adblock
detector