Абу абдаллах ибн баттута его вклад в развитие географических знаний



Ибн Баттута

Краткая биография

Величайший путешественник своего времени ибн Баттута родился в 1304 г. в Танжере (Марокко) – портовом городе на северо-западе Африки. О его детстве и юности известно немного. Полное имя – Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи указывает, что он являлся сыном Абдаллаха из берберского племени Лавата города Танжера. Имя «ибн Баттута» означает, что он – потомок некоего Баттуты. Мальчик получил образование в медресе, где изучал богословие и право. Как правоверный мусульманин, он уже в юности задумал совершить паломничество к святыням ислама в другие страны.

В свое первое путешествие ибн Баттута отправился, когда ему исполнилось 22 года, не предполагая, по-видимому, что странствия продолжатся не один десяток лет. Ибн Баттута пересек Северную Африку, побывал на Ближнем, Среднем Востоке, в Йемене, Восточной Африке, прошел Аравийский полуостров, затем отправился на Кавказ, в Астрахань, Константинополь, Среднюю Азию. Через Афганистан достиг Индии, где прожил несколько лет, побывал на Цейлоне, Мальдивских островах, в Индонезии и в Китае. Затем ибн Баттута вернулся в Марокко, но через несколько лет снова предпринял путешествие: сначала на Пиренейский полуостров, а затем в Западную и Центральную Африку.

Всего ибн Баттута преодолел 120 700 км, для путешественников XIV в. это было неслыханным достижением. Вернувшись в начале 1354 г. в Фес, путешественник продиктовал книгу – «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Умер ибн Баттута в Фесе в 1368 г. (по другим сведениям, в 1377 г.).

Путешествия и странствия

Ибн Баттута отправился в путь из Танжера на восток 14 июня 1325 г., намереваясь совершить паломничество (хадж) в священный город мусульман – Мекку и побывать на могиле Мухаммеда в Медине. «Я отправился в одиночестве, – пишет ибн Баттута, – без товарища, дружба которого развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, и сильное стремление души, и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твердо решил расстаться с друзьями – мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда. Родители мои были еще тогда в узах жизни, и я, так же как и они, перенес много скорби, покинув их; было мне тогда двадцать два года».

Путь ибн Баттуты проходил вдоль северного побережья Африки. В Тунисе он присоединился к каравану паломников, следовавшему в Мекку. Они добрались до Александрии, затем – до дельты Нила, побывали в Каире, затем повернули на юг, планируя по Красному морю добраться до Аравии. Однако из-за военных действий между египтянами и бедуинскими племенами каравану пришлось изменить маршрут. Пилигримы проследовали через страны Малой Азии: Сирию и Палестину, посещая многие древние города, «святые места» и исторические памятники. О них ибн Баттута потом напишет в своей книге.

Дамаск поразил его «превыше красоты других городов», особенно огромная мечеть Омейядов, украшенная золотом, драгоценными камнями, мраморными плитами и великолепной многоцветной мозаикой. В пути ибн Баттута нашел себе спутницу, и не одну, в Дамаске он женился уже в третий раз. Мусульманская религия разрешает правоверным иметь одновременно не более четырех жен и неограниченное количество наложниц и рабынь. В 1326 г. караван паломников достиг Мекки – родины основателя ислама – пророка Мухаммеда. Хадж в этот священный город является одной из пяти основных задач каждого мусульманина. Ибн Баттута посетил и Медину – город, где похоронен пророк Мухаммед.

Затем он направился в Басру, Багдад, Мосул. Далее его путь лежал на северо-восток, к цветущим городам Ирана – Ширазу, Исфахану, Мешхеду. Эти персидские города своей красотой и богатством поражали всех средневековых путешественников и купцов. Оттуда они привозили знаменитые персидские товары: шелковые ткани, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения. Вернувшись в Мекку, ибн Баттута прожил там два года, а затем отправился в морское путешествие. В Джидде он сел на корабль и переправился через Красное море в суданский порт Суакин.

В странах Востока ибн Баттуту с почтением называли Шамс ад-дин – «Солнце веры».

Вдоль берегов Восточной Африки ибн Баттута проследовал до Мозамбикского пролива, посетил прибрежные города и познакомился с нравами и обычаями африканских племен. Затем побывал в Северном Йемене, где осмотрел Сану – древнюю столицу и большой Забид, «полный пальмовых деревьев, рощ и ручьев… воистину самый прекрасный город Йемена. Жители его отличаются хорошим настроением, правдивым характером и красивой внешностью, особенно здешние женщины, которые необычайно красивы».

Дальнейший его путь проходил вдоль аравийского побережья от одного до другого средневекового арабского порта. Крупнейшим из них был Ормуз (Хормуз). «Земля – кольцо, а Хормуз – жемчужина в нем», – говорили арабы. Здесь можно было встретить купцов разных национальностей из разных концов света. Затем ибн Баттута посетил Бахрейн, славившийся своим жемчугом: «Перед каждым нырянием в воду ловцы жемчуга надевают маску из черепашьего панциря, из которого также делают клещи, служащие для зажимания ноздрей. Затем обвязываются шнуром и ныряют в воду».

Ибн Баттута пересек пустыни Аравии, третий раз совершил паломничество в Мекку и знакомым путем добрался до Каира. Однако страсть к путешествиям по-прежнему не давала ему покоя, и он вновь планировал новые маршруты. Теперь его путь лежал на север – в Золотую Орду. Через Малую Азию он направился к берегам Черного моря и в 1332 г. прибыл в генуэзскую колонию Кафа (нынешняя Феодосия) в Крыму. Он осмотрел весь полуостров и через степи поехал к берегам Волги, в Хаджи-Тархан (Астрахань). По льду замерзшей Волги, которую ибн Баттута назвал «одной из великих рек на свете», караван путешественника достиг столицы Золотой Орды – Нового Сарая, одного из красивейших и самых населенных городов Востока. Жилые дома, лавки купцов и ремесленников, бани стояли вплотную друг к другу. Здесь же находился большой дворец – зимняя резиденция хана Узбека.

В свите жены хана, греческой княжны, ибн Баттута посетил столицу Византии – Константинополь, где ему удалось побеседовать с императором Андроником III. Ибн Баттута мечтал посетить удивительный Булгар – главный город Волжской Булгарии (средневекового феодального государства Прикамья), откуда купцы привозили дорогие меха и другие северные товары, но путешествие показалось ему особенно опасным, и он от него отказался.

Со временем ибн Баттута уже стал богатым купцом и путешествовал с караваном, нагруженным тюками с товарами. За ним следовали жены, наложницы и рабы. Иногда ибн Баттута задерживался на несколько лет в какой-нибудь стране и даже поступал на службу к местному правителю.

Через безводные казахские степи ибн Баттута направился в Бухару и Самарканд, затем его путь лежал на юг. Путникам пришлось преодолеть высокогорные перевалы Гиндукуша, название которого переводится как «убийца индусов», так как многие рабы и рабыни при доставке из стран Индии умирали на этих горах вследствие жестокого холода и обилия снега. Через горные районы Афганистана ибн Баттута прибыл в Кабул: «Некогда большой город, но сейчас это селение, где живет племя из персов, которых называют афганцами; они владеют городами и перевалами и обладают большим могуществом; большая часть афганцев – разбойники». Впереди была сказочно богатая Индия. Ее правитель султан Мухаммед-шах встретил богатого арабского купца с почетом.

В 1334 г. ибн Баттута получил должность кади в Дели при дворе султана, несмотря на молодые годы, он имел к тому времени огромный опыт путешественника и дипломата, знал многие языки. Появляясь в новых местах как богатый купец из далеких стран, он быстро приобретал влияние при дворах монархов и часто становился одним из фаворитов. В Дели ибн Баттута прожил более семи лет. По подозрению в заговоре его на некоторое время заключили в тюрьму. Правда, довольно скоро отпустили, и Мухаммед-шах назначил ибн Баттуту посланником в Китай.

«Мы прибыли сначала в Укак, город порядочный, но там было нам весьма холодно. Отсюда до Эль-Сарая десять дней пути. В одном дне пути отсюда находятся Русские Горы, где живут Русские, христиане, народ с рыжими волосами и голубыми глазами, весьма хитрый и коварный. У них есть серебряные рудники, и из их земли получаются сувамы, или слитки серебра». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»

По пути на посольство султана неожиданно напали индийские повстанцы, ограбили и взяли посланников в плен. Ибн Баттуте чудом удалось бежать, он вернулся в Дели и поведал султану о своих злоключениях. Мухаммед снарядил новую, теперь морскую экспедицию, но и ее постигла неудача – шторм разбил все суда, а подарки султана китайскому императору пошли на дно. К счастью, ибн Баттута не пострадал, но вернуться к властителю Дели больше не решился, направился сначала в южную Индию, а потом на Мальдивские острова, где прожил несколько лет.

Затем неутомимый путешественник посетил остров Цейлон. Там его поразили обилие и роскошь драгоценных камней: «На лбу белого слона я видел семь рубинов, каждый из которых был больше куриного яйца». Возвращаясь на Малабарский берег, ибн Баттута потерпел кораблекрушение, на судно напали пираты: «Они отняли все, что у меня было и что удалось мне сберечь на черный день, забрали жемчуг и драгоценные камни, подаренные мне правителем Цейлона, платье и дорожные припасы, не оставив даже ничего из одежды, кроме штанов». Добравшись до Дели, путешественник встретил знакомых купцов, которые подивились его рассказам о необыкновенных приключениях и помогли путнику деньгами.

А ибн Баттута собрался тем временем в новое путешествие – теперь в Китай. В 1342 г. вдоль берегов Индокитая, Малаккского полуострова он достиг острова Суматра, а затем и китайского побережья. Зейтун (Гуаньчжоу), расположенный на западном берегу Тайваньского пролива, в Средние века был важным торговым портом: «Один из крупнейших в мире, вернее, самый крупный, – пишет ибн Баттута. – Я видел в нем около ста больших джонок, не считая бесчисленного количества маленьких». Ибн Баттута побывал во многих городах этой обширной империи, изучая обычаи китайцев, их промышленность и торговлю. Прошло пять лет, и марокканец решает вернуться домой. Через Индию, Иран, Месопотамию, Сирию и Египет он направляется в Мекку и совершает свое четвертое паломничество.

«Как на востоке, так и на западе (мусульманского) мира нет дынь, подобных хорезмским, за исключением бухарской, за которой следует исфаханская дыня. Кожа ее зеленая, мякоть красная, очень сладкая и при этом твердая. Удивительно, что ее разрезают на куски, сушат на солнце и кладут в корзины, как у нас делают с сушеными фигами и малагским инжиром, и везут из Хорезма в дальние города Индии и Китая. Среди всех сушеных фруктов нет лучше ее». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»

В ноябре 1349 г., объехав, по сути, почти весь известный в те времена мир, ибн Баттута прибыл в Фес (бывший тогда столицей Марокко). Здесь он поступил на службу к султану Абу Инану. Услышав рассказы ибн Баттуты о его странствиях, султан посчитал, что подобные приключения должны сохраниться для будущих поколений. Под диктовку рассказы ибн Баттуты записал молодой историк ибн Джузайе, и вскоре появилась книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», равной которой не знало Средневековье.

Однако ее автору снова пришлось собираться в путь. На этот раз с дипломатическими миссиями. Сначала, в 1351 г., в Гранаду (столицу арабских владений в Испании), а затем в Западную Африку. Он достиг берегов Нигера и отправился в глубь материка – в государство Мали, где в XIV в. находились крупнейшие месторождения золота. Ничто не ускользает от взгляда опытного путешественника: он описывает оазисы в пустыне, возможности торговли, обычаи живущего в этих краях народа малинке и крупный ремесленный и торговый город Сахары – Томбукту. Ибн Баттута подолгу живет в некоторых городах Мали и, наконец, с караваном верблюдов возвращается назад через Сахару и заснеженные перевалы алжирских гор, которые стали серьезным препятствием для продвижения каравана.

В начале 1354 г. неутомимый путешественник прибыл в Фес, завершив последнее из своих путешествий.

Книга ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» – это не свод сухих данных, а живой рассказ очевидца, не столько научное географическое описание, сколько мемуары, путевые заметки. Они представляли огромный интерес для современников и были переведены впоследствии на многие языки мира.

Источник статьи: http://sitekid.ru/planeta_zemlya/osvoenie_zemli/ibn_battuta.html


Adblock
detector