Аль фараби и его вклады в науку



Вклад среднеазиатского ученого Абу Насра аль Фараби в развитие мировой философской мысли

Дата публикации: 22.01.2018 2018-01-22

Статья просмотрена: 2126 раз

Библиографическое описание:

Усманова, У. С. Вклад среднеазиатского ученого Абу Насра аль Фараби в развитие мировой философской мысли / У. С. Усманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 244-245. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47981/ (дата обращения: 11.02.2021).

Наука в своем развитии опирается на исторический опыт мудрости минувших эпох. Всему миру известны выдающимися открытиями в области математики, астрономии, геодезии, минералогии, фармакологии, медицины, обществоведения, философии такие наши великие предки, как Мухаммад аль-Хорезми, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Мирзо Улугбек и многие другие. Так, с именем Хорезми связано первое употребление понятий алгоритм и нуль, десятичной системы, Мирзо Улугбек построил в Самарканде обсерваторию и создал там звездные таблицы, отличавшиеся особой точностью. Труд ибн Сины, известного также как Авиценна, «Канон врачебной науки» около пяти веков изучался студентами-медиками в самых известных европейских вузах. Среди этих мыслителей в развитии мировой философской мысли особое место занимают взгляды основоположника арабоязычного перипатетизма, Абу Насра аль-Фараби, который также считается основоположником гуманистической традиции, морально-нравственных воззрений средневекового Востока, последователем и продолжателем идей величайших древнегреческих мыслителей, ученым, еще при жизни заслужившим на Востоке почетное прозвище «Муаллимус Сони», что означает «Второй Учитель», которое определило его место вслед за знаменитым Аристотелем.

Многие исследователи научного наследия аль-Фараби отмечают его огромную значимость для дальнейшего, более эффективного приобщения, как к общечеловеческим, так и к традиционным восточным духовным ценностям. Его общественно-политические и этические взгляды оказали большое влияние на становление и развитие философии, как в Узбекистане, так и во многих странах мира. Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своем докладе на Международной научно-практической конференции «Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации», состоявшейся в августе 2007 года в городе Ташкенте отмечал: «Бесценное наследие великих предков, содержащее широкие энциклопедические знания, глубокие идеи и мысли, не утратившие и поныне своего научного и практического значения, несомненно, играет огромную роль в решении острейших задач и проблем, которые ставит перед человечеством сегодняшнее сложное и тревожное время, в объективном и беспристрастном толковании и разъяснении истинной сути нашей религии, помогает наставлять на правильный путь молодое поколение, вступающее в самостоятельную жизнь с большими надеждами» [1].

«Муаллимус Сони» написал комментарии почти ко всем сочинениям Аристотеля- по логике «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Об истолковании», «Топика», «Категории», у естественнонаучным трудам-«Этика», «Риторика», «Поэтика», «Метафизика», «Софистика» и другие. Помимо этого, он предпослал комментарии к «Алмагесту» Птолемея, «О душе» Александра Афродезийского, к отдельным главам «Геометрии» Евклида, «Изагоге» Порфирия.

Парафразы Фараби к произведениям Аристотеля не только способствовали широкому распространению идей великого Стагирита, но и в пределах тематики его произведений давали богатый материал для изучения общественно-философских воззрений самого Абу Насра. Эти парафразы отражают как отношение Фараби к Аристотелю, так и его отношение к различным философским проблемам. Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.

Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой работе он отмечал, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков.

Учение аль-Фараби о становлении нравственно совершенной личности, добродетельном городе, о справедливости, равенстве, обществе, мире, счастье, становится особенно актуальными в связи процессами глобализации мира, строительстве единства мирового сообщества. По Фараби, совершенство человека, становление его добродетелей- это процесс, длящийся всю его жизнь и прекращающийся со смертью, поэтому «человек должен любить жизнь, так как она дает ему возможность творить добро и достичь счастья» [2].

Утверждая возможность достижения счастья в земной жизни, философ связывал реализацию счастья с реальным человеческим существом со всеми его слабостями, достоинствами и недостатками, а не с исламским идеалом праведника, неукоснительно следующего религиозным предписаниям.

Философ-энциклопедист отстаивает равенство людей в праве на счастье: «Я говорю, — писал он, — что каждый человек с самого начала своего существования располагает врожденной способностью, благодаря которой его действия, состояния его души, сила и различения могут стать такими, какими им следует быть» [3].

Ученый-фарабиевед А. Х. Касымжанов отмечает, что «Наследие аль-Фараби, вобравшее в себя разнообразные культурные традиции, свидетельствует о несостоятельности европоцентризма и азиоцентризма, ибо в развитии между различными культурами имеет место не просто аналогия, а заимствование, влияние, преемственность, борьба и т. д. Контакты были не только многосторонним, но и, что важнее, взаимно стимулирующими, взаимно обогащающими» [4]. Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Е. Э. Бертельс писал о мыслителе: «Аль-Фараби является автором величайших творений. Наследие аль-Фараби безгранично и разнообразно. Он внес вклад практически во все сферы науки того времени: этику, политику, психологию, естествознание, музыку. Аль-Фараби был замечательным математиком, вместе с тем он в совершенстве освоил все азы теоретической медицины. Он написал огромное количество работ по теории музыки. Был широко известен как композитор, является создателем нового музыкального инструмента» [5].

Изложенные в творениях не только аль-Фараби, но и других деятелей прошлого ценностные ориентации нравственности и духовности, в полной мере согласуются с требованиями настоящего времени, они служат ступенью для углубления процессов самоусовершенствования человека и расширения знаний о человеке. Величайшая заслуга мыслителей средневековья состоит в том, что они высказывали идеи об общечеловеческом, общественном и государственном развитии, основанном на идеях гуманизма, просвещения и взаимоуважения. Эти ученые отличались высокой академической мобильностью и сыграли значительную роль в становлении наук в различных странах Востока, расширении взаимообмена между регионами и континентами и развитии мировой цивилизации в целом.

Источник статьи: http://moluch.ru/archive/189/47981/

Жизнь аль-Фараби – уникальный пример стремления к знаниям, пониманию мира и смысла бытия

Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби — один из крупнейших представителей средневековой философии Востока. В этом году не только в странах этой стороны света, но и во всем мире отмечается 1150-летний юбилей великого ученого.

Данное событие включено в Календарь памятных дат ЮНЕСКО и широко отмечается на международных культурных площадках при поддержке ИСЕСКО, ОИС, ТЮРКСОЙ и других авторитетных организаций. Празднование юбилея аль-Фараби в таком масштабе придает мощный импульс популяризации, изучению и осмыслению среди молодого поколения и международной общественности творческого наследия великого ученого, который внес неоценимый вклад в развитие мировой науки и цивилизации. В связи с этим посольство Республики Казахстан в Туркменистане предложило к публикации на нашей странице материал о выдающемся мыслителе.

ORIENT приводит этот текст с незначительным сокращением:

Жизненный путь аль-Фараби

Великий мыслитель Востока аль-Фараби родился в 870 году в местности Фараб, которая находилась в районе впадения реки Арысь в Сырдарью на территории современного Отырарского района на юге Казахстана.

Полное имя аль-Фараби – Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки. Слово «тархан» в составе его имени свидетельствует о принадлежности философа к привилегированному роду, а «ат-Тюрки» показывает на тюркское происхождение.

Немногочисленные биографические данные об аль-Фараби до нас дошли благодаря сочинениям средневековых авторов: «Источники сведения о классах врачей» Ибн Аби-Усайбиа, «Сообщения об ученых и мудрецах», автором которых является аль-Кифти и «Даты кончин знаменитых людей и сведения о сынах времени» Ибн Халликана.

Историки предполагают, что до двадцати лет аль-Фараби жил в Отыраре. Здесь он начал свой путь к познанию мира. В юности он имел возможность ознакомиться с сокровищами богатейшей по тем временам Отырарской библиотеки, которая считалась второй в мире по количеству книг и рукописей после знаменитой Александрийской библиотеки. Вероятно, с тех пор в нем пробудилась неутолимая жажда познания.

Двадцатилетним юношей аль-Фараби покидает родные края и много путешествует в поисках новых знаний. Существуют сведения о том, что до своего отъезда из Центральной Азии аль-Фараби некоторое время учился и работал в Шаше (Ташкент), Самарканде, Бухаре, Мерве.

Продолжать образование философ отправился в Багдад, столицу и культурный центр Арабского халифата. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде, являвшемся центром притяжения для интеллектуалов того времени, аль-Фараби приступил к изучению различных отраслей науки и языков. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, которые переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Евклида. Вскоре аль-Фараби стал ведущим ученым, известным во всем Арабском халифате.

В 941 году великий мыслитель поселился в Дамаске, где провел оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. На склоне лет ученый побывал в Египте, а вернувшись в Дамаск в конце 940-х гг., уже не покидал этот город. Скончался аль-Фараби в 950 г. в возрасте восьмидесяти лет и был погребен на «кладбище царей» Баб-ас-Сагир в Дамаске.

Аль-Фараби оставил после себя богатое культурное наследие. Его труды (около 160 трактатов) составили основу средневековой философии и философии эпохи Возрождения. Его огромной заслугой была европеизация науки арабского мира и систематизация научных знаний. По некоторым сведениям, аль-Фараби за всю свою жизнь овладел 70 языками. Сохранились работы ученого на тюркском, арабском, греческом, персидском языках.

Философия великого мыслителя

Познания аль-Фараби были универсальными. Его интересовали как гуманитарные, так и естественные науки. Всю жизнь аль-Фараби посвятил изучению аристотелевской концепции рассуждений – формальной логике, платоновской онтологии и гносеологии – теории бытия и познания. Его признают основоположником восточного перипатетизма – философской системы, взросшей на аристотелевском учении. Поэтому его часто называют «Вторым учителем» (после Аристотеля).

Аль-Фараби создал целую энциклопедическую систему. Его трактаты охватили все известные в то время отрасли знаний: политику, психологию, этику, естествознание, эстетику, логику и философию.

Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат «О классификации наук», в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследований каждой. Ученый предложил эту систему как основу высшего образования. На вершине наук, по его мнению, находится языкознание (письмо, чтение и поэтика), далее идут логика, математика, физика, метафизика, политика. По свидетельствам современников, «ничего подобного никто ранее не писал». В XII в. «Классификация наук» была дважды переведена на латынь.

Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен концепции об идеальном обществе, государстве и правителе: «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «О достижении счастья», «Указание путей к счастью», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах». Опираясь на политические и этические идеи греческих философов и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.

Согласно учению аль-Фараби, во главе добродетельных городов находятся правители-философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. Правителем должен быть человек, постигший глубины познания и отрекшийся от соблазнов бытия, материальных ценностей. Аль-Фараби считал, что каждый человек с рождения предрасположен к добродетели, удел наставника – открыть это качество в личности.

В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам аль-Фараби противопоставлял невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.

Аль-Фараби внес вклад в изучение музыки и поэзии. Основными его работами в этой области являются «Большая книга о музыке», «Книга о классификации ритмов», «Об искусстве поэзии», «Трактат о канонах искусства поэзии». В формировании эстетического мышления аль-Фараби сыграли роль тюркское изобразительное искусство и фольклор. В средние века на территории Центральной Азии происходило накопление новых ценностей в музыке, окончательно оформлялась особая ветвь искусства с такими специфическими жанрами, как кюй, мукамы, дастаны.

В «Большой книге о музыке» аль-Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает ее категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение. Все известные в тот период музыкальные инструменты аль-Фараби сгруппировал по способу извлечения звука. Таким образом, он заложил основу науки о музыкальных инструментах, позднее получившей развитие на Востоке и в Европе. Музыка в классификации наук ученого отнесена к числу математических. При этом, он не исключал отношения к ней как к художественному творчеству, призванному эмоционально воздействовать на слушателя. Ученые предполагают, что именно аль-Фараби является изобретателем девятиструнной либо четверострунной домбры «ут».

В 1930-1935 гг. известный французский востоковед Рудольф д’Эрланже перевел и опубликовал в Париже двухтомный французский перевод «Большой книги о музыке», что явилось большим вкладом в изучение наследия аль-Фараби в Европе.

Развивая математику и астрономию, аль-Фараби составил комментарии к сочинениям Евклида и Птолемея. Ему принадлежат «Руководство по геометрическим построениям» и «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звезд».

Естественнонаучные трактаты аль-Фараби включают «Комментарии к «Алмагесту» Птолемея», «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела», «Об органах животных», «О необходимости искусства химии», «Книга высоких рассуждений об элементах науки физики» и др. «Слово о пустоте» аль-Фараби, возможно, является первой в истории человечества научной работой о вакууме.

Исследованиям в области логики посвящены следующие работы великого ученого: «Категории», «Даилектика», «Книга букв», «Геммы премудрости», «Речения, используемые в логике», «Аналитика», «Доказательство».

Значение творческого наследия аль-Фараби

Разносторонние труды Абу Насра аль-Фараби внесли неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации и философской мысли. Мировоззрение аль-Фараби признается современными исследователями связующим звеном между античным миром и средневековым исламским миром, с одной стороны, и исламским средневековьем и западноевропейским – с другой.

Арабские ученые-мыслители Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Ибн-Баджа, Ибн-Туфейль и многие другие считали себя учениками аль-Фараби и оказали огромное влияние на культуру эпохи Возрождения в Европе.

Ибн-Сина говорил, что он понял «Метафизику» Аристотеля только с помощью комментариев аль-Фараби. Труды Ибн-Сины по медицине высоко ценились в Европе на протяжении всего Средневековья. Ибн-Рушд был известен в Европе под именем Аверроэса. Он развил идею аль-Фараби о превосходстве философии над религией, разума над откровением, заложив основы учения о двойственности истины. Ибн-Баджа также испытал влияние философии аль-Фараби, в своей работе «Об образе жизни уединившегося» он пишет о важной роли знания в достижении этического совершенства. Ибн-Туфейль в «Романе о Хайе, сыне Якзана» развивает мысль аль-Фараби о совершенстве философского пути познания истины.

Говоря о влиянии аль-Фарби на европейскую философию, прежде всего, следует упомянуть о еврейском философе, богослове Маймониде, чье произведение «Руководство заблудшим» содержит идеи аль-Фараби. Через Маймонида в истории философии прослеживается нить, ведущая от аль-Фараби к Спинозе, Д.Скоту, Р.Бэкону. Английский монах и философ Р.Бэкон, владевший арабским языком, изучал работы аль-Фараби в подлинниках. В эпоху Возрождения Европа вновь обрела «сокровища» классической древнегреческой философии и немаловажна в этом заслуга «Второго учителя».

Наследие Аль-Фаpаби способствовало установлению диалога и сближению культур Востока и Запада. Его труды о здравом разуме, этике, науке, музыке и счастье остаются актуальными на протяжении уже более тысячи лет. Они и сегодня необходимы нам в построении современного добродетельного общества.

Жизнь аль-Фараби – это уникальный пример стремления к знаниям, пониманию мира и смысла жизни. На размышлениях и духовных основах великого философа можно воспитывать человека как личность и укреплять истинные гуманные ценности. Мудрость великого учителя весьма актуальна и имеет огромный смысл в наши дни.

Источник статьи: http://orient.tm/zhizn-al-farabi-unikalnyj-primer-stremleniya-k-znaniyam-ponimaniju-mira-i-smysla-zhizni/


Adblock
detector