Авиценна биография и вклад в медицину



Биография Авиценны

Детство и ранние годы

О ранних годах жизни Авиценны известно немного. О нём до нас дошла лишь скудная информация из автобиографического труда его ученика Джузьяни. И, поскольку других свидетельств не существует, все описания жизни Авиценны основываются на этой автобиографии.

Согласно ей, Авиценна родился около 980 г. н. э. в Афсане, деревушке неподалёку от Бухары, в семье Сетарег и Абдуллы. Мать его была уроженкой Бухары, отец же, почитаемый исмаилистский учёный, происходил из г. Балх в Афганистане.

Когда в семье появился Авиценна, отец его был управляющим в одном из поместий Мансура ибн Нуха из династии Саманидов.

Жадный до знаний, Авиценна обладал незаурядным умом и способностями к наукам. К десяти годам он знал наизусть Коран, а к четырнадцати превосходил своего учителя по элементарной логике. Мальчик искал новые знания, где и у кого только мог. Индийской арифметике он обучается у индуса-торговца, а позже углубляет свои знания по этому предмету с помощью бродячего философа.

После этого Авиценна усердно занимается самообразованием, читая труды эллинистических авторов. Он также изучает исламскую юриспруденцию и учение ханафистской школы. И именно в это время он сталкивается со сложностями понимания работы Аристотеля по метафизике. Юноша учит труд наизусть, но истинный смысл его так и остаётся непонятым, пока, в один прекрасный день, к Авиценне не приходит озарение.

Трудовой путь

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Ему удаётся обнаружить новые пути в лечении больных. По его словам, медицина куда проще, чем метафизика и математика.

В Бухаре с Авиценной происходит интересный случай, когда он вылечивает припадок султана, в то время как это оказалось не под силу всем придворным лекарям. Авиценна же с лёгкостью справляется с неведомой, но опасной болезнью.

За его успехи в медицине и удачное лечение эмира, Авиценне дают доступ в библиотеку династии Саманидов. Библиотека открывает перед ним дверь в удивительный мир наук и философии, предоставляя в его распоряжение труды выдающихся учёных и классиков.

Но длится это недолго: враги династии сжигают библиотеку дотла, обвиняя в этом трагическом происшествии Авиценну. Потрясённый таким поведением своих недругов, Авиценна оставляет науку и помогает своему отцу на поприще ведения хозяйства.

Писать Авиценна начинает в 21 год. Его многочисленные ранние работы посвящены вопросам логики, этики, метафизики и проч. Труды, в основном, были написаны на арабском и персидском языках.

После смерти отца и падения династии Саманидов в 1004 г., ему предлагают должность при дворе Махмуда из Газни. Но это предложение Авиценна не принимает, а вместо этого отправляется на запад, в Ургенч – город на территории современного Туркменистана.

Там он за гроши работает у местного визиря. Но денег на жизнь не хватает, и Авиценна перебирается с одного места на другое, от Нишапура до Мерва и до самых границ Хорасана.

После бесконечных странствий, он, наконец, встречает в Гордане, подле Каспийского моря, друга, который пускает его в свой дом и предлагает взять учеников, чтобы обучать их логике и астрономии. Самые известные работы Авиценны будут написаны именно в Гордане. С этим местом связан и один из самых значимых его трудов, «Канон врачебной науки».

Труд этот состоит из пяти томов, каждый из которых посвящён отдельным предметам. Авиценна уделяет внимание всему, от инфекционных заболеваний до венерических. Первый и второй тома книги посвящены физиологии, патологии и гигиене, третий и четвёртый – лечению заболеваний, а в пятом томе описываются составы и способы приготовления лекарств.

Снискав себе славу своими трудами, Авиценна, наконец, оседает в Рае – городе неподалёку от современного Тегерана. Номинальным правителем этих мест является Маджд Аддаула, сын последнего амира династии Бувайхид, а то время как фактически всем в государстве заправляет его мать, Сейеде Хатун.

Здесь Авиценна закончит около трёх десятков своих трудов. Однако его пребывание в этих местах вскоре подходит к концу, из-за ссоры между Мадждом Аддаулой и Шамсом аль-Даулой (его младшим братом).
Какое-то время Авиценна проводит в Казвине, но после отправляется на юг в Хамадан, которым правит Шамс аль-Даула. Там он становится фельдшером, дослужившись со временем до звания визиря.

Однако у Авиценны возникают разногласия с местным эмиром, и тот отдаёт приказ изгнать неугодного лекаря из провинции. Лишь после эпидемии, угрожавшей жизни многих, Авиценну восстановят в правах лечить других. Сорок дней своего изгнания лекарь проводит в доме шейха Ахмеда Фазеля.

После смерти эмира, Авиценна бросает пост визиря и скрывается в доме местного аптекаря, где принимается за написание новых трудов.

Он отправляет письмо Абу Яфару, управляющему городом Исфаханом, намереваясь послужить на благо местных жителей. Однако эта просьба обернётся серьёзной войной между новым эмиром Хамадана и правителями Исфахана. Авиценну заключают в крепость.

После окончания войны, Авиценна снова возвращается на службу к новому эмиру Хамадана, но вскоре, изменив внешность, сбегает из провинции.

Почти всю свою оставшуюся жизнь Авиценна проведёт при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Он становится его придворным лекарем, и занимет пост главного советника по вопросам литературы и науки во время многочисленных военных кампаний.

Последние свои годы Авиценна посвящает изучению литературы и филологии. За всю свою жизнь Авиценна написал множество работ по философии, науке, медицине, астрологии, астрономии: “Kitab al-shif” («Книга лечения»), “Kitab al-najat” («Книга освобождения»), “Reslafieb alakam al-nojum”, «Канон врачебной науки» и проч.

Последние годы жизни и смерть

Последний период жизни Авиценны омрачает хроническая болезнь, которая с годами становится только хуже. Сердце его остановилось в июне 1037 г. в священный месяц Рамадан. На тот момент ему исполнилось пятьдесят восемь лет.

Похоронили Авиценну в иранском городе Хамадан.

Интересные факты

Этот персидский философ, представитель «золотого века» ислама, написал книгу «Канон врачебной науки».

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/avicenna.html

Ибн Сина (Авиценна): король медицины

Одним из величайших учёных в истории исламского мира признан врач, философ и поэт Абу Али Хусейн ибн Сина (Абугалисина), в западном мире более известный как Авиценна.

Его считают одним из наиболее авторитетных учёных своего времени не только на мусульманском Востоке, но и во всём мире.

Детство и юность

Ибн Сина родился в 980 году (по Хиджре) в селении Ашфана, расположенном в 30 км от Бухары. С юных лет он удивлял своим талантом и уникальными способностями. В возрасте 10 лет Авиценна уже стал хафизом Священного Корана. Кроме того, он активно изучал и светские науки, такие как философия, астрономия, литература. Но более всего Ибн Сина преуспел в медицине, которую осваивал самостоятельно. Когда Авиценне исполнилось 16 лет он стал личным лекарем эмира Бухары Нуха ибн Мансура. Тогда юноша получил доступ к местной библиотеке, в которой активно занялся изучением медицины.

Вклад Авиценны в медицину

Многие труды Ибн Сины о признаках различных заболеваний пережили многие столетия и остаются актуальными и в наши дни. В частности, он рассматривал симптом заболевания в комплексе с другими проявлениями болезней. Изучение всех имеющихся симптомов, как полагал учёный, способствует определению верного диагноза и назначению лечебных процедур. К тому же Авиценна разделил все кровеносные сосуды в теле человека на пульсирующие (то есть артерии) и находящиеся в покое (вены).

В своём труде «Канон врачебной науки» он описал более 700 лекарственных веществ, рассмотрев их общие и целебные свойства. Около 150 растений, описанных им, применяются и в современной медицине. Также в наиболее известном своём трактате описывает признаки и процедуру лечения рака. Кроме того, Ибн Сина приводит симптомы вывихов, ожогов и мелких ранений, а также способы вправления суставов, которые в западной медицине именуют «методом Авиценны». Именно он вывел различия между холерой и чумой, а также описал проказу.

Работа «Канон врачебной науки» снискала для Ибн Сины мировую известность. Она отличается простотой описания болезней, а также способов их лечения.

Большое внимание Авиценна уделял и профилактике болезней. Именно поэтому он призывал к соблюдению правил личной гигиены, которые прописаны в его труде «О гигиене». Для поддержания чистоты своего тела Ибн Сина настаивал на необходимости регулярно совершать омовение и остерегаться прикосновения к грязным предметам. В целях профилактики болезней он также рекомендовал постоянно заниматься физкультурой, называя её важнейшим условием здоровья тела. Ибн Сина описал физические упражнения для людей разных возрастов. Немаловажную роль для укрепления здоровья он отводил режиму питания и сна.

Психология Авиценны

Большую роль учёный сыграл и в развитии психологической науки. Основная идея его воззрений – утверждение о зависимости психологии человека от устройства его тела. Авиценна выделил 4 основных типа характера человека: горячий, холодный, сухой и влажный. Эти виды в современной психологии соответствуют темпераментам.

Изучению эмоций также отводится немаловажная роль в трудах Ибн Сины. Их он рассматривал как оживляющие душу механизмы, оказывающие влияние на тело человека. Эмоции, по его мнению, способны оказывать влияние на индивида, вызывая определённые изменения. Именно Авиценна первым описал метод психодиагностики, характеризующийся учащением пульса при воздействии внешних факторов. Он провёл и первые эксперименты по психологии эмоций. Суть опыта состояла в том, чтобы кормить двух баранов одинаковой пищей. Но один из них питался в обычных условиях, а возле другого привязывали волка. В результате эксперимента второй баран похудел и умер. Именно этот опыт стал подтверждением влияния эмоций на организм человека.

Ибн Сина и литература

Многие свои произведения, среди которых «Газели», «Касыды», «Бейты», «Поэма о медицине», Авиценна писал четверостишиями и рубаи. В «Газелях» он пишет:

Примечательно, что в конце этого произведения встречается фраза «уединись, как Бу Али», под которым автор подразумевает Али ибн Абу Талиба (р.а.) – зятя Пророка Мухаммада (с.г.в.) и четвёртого праведного халифа. Тем самым Авиценна призывает последовать примеру великого сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.).

Труды Ибн Сины оказали большое влияние на развитие арабской и персидской литературы. Известный поэт Омар Хайям даже называл Авиценну своим учителем.

Политическая философия

Избрание правителя в мусульманской общине после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.) раскололо умму на суннитов и шиитов. Довольно-таки долгое время этот вопрос был «ахиллесовой пятой» в Арабском халифате и часто приводил к конфликтам. И Ибн Сина не мог его обойти стороной.

По мнению величайшего мыслителя, избрание правителя в мусульманском мире должно стать результатом компромисса между авторитетными людьми. Как считал учёный, властитель должен обладать следующими качествами: храбрость, наличие организаторских способностей, знание религиозных канонов, справедливость. Если существующий правитель обладает всеми указанными качествами, то подданным следует ему беспрекословно подчиняться, а если же он им не соответствует или нарушает их, то данная обязанность снимается с людей.

Авиценна писал, что общество – это совокупность людей, имеющих свои уникальные особенности и умения. Любое общество нуждается в сотрудничестве, в противном случае оно может увязнуть в смутах и нестабильности. Для того чтобы социум развивался, он нуждается в надёжном владыке, который должен блюсти интересы всех слоёв населения и обладать должным авторитетом. Если же обществу удастся прийти к компромиссу и избрать правителя, соответствующего всем необходимым качествам, то тогда, как утверждал Авиценна, оно будет свободным от смут и мятежей.

Вклад Ибн Сины в мировую науку трудно переоценить, так как его труды, написанные 1000 лет назад, остаются актуальными и в наши дни. Знаменитый учёный стал неотъемлемой частью Золотого века исламской мысли, который подарил миру множество великих умов.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Включите уведомления о намазе в вашем городе

Необходим мессенджер Telegram

Абу Али Хусейн Ибн Сина – врач, философ, батынит, которая относится к секте карамитов, учение которого берет свои суждение от многобожников зороастрийцев маздакитов, состоящее в том, что Священные тексты имеют тайный смысл. Имамы делали ему такфир по той причине, что он был убежден в том, что вселенная вечна, о чем говорили безбожники-материалисты; отрицал телесное воскрешение; не верил в существование ангелов и джинов, тем самым отвергая аяты Корана, в которых они упоминаются; отрицал ад и рай, говоря что это пророки обольщали ими свой народ; обвинял некоторых пророков во лжи; ругал сподвижников и прочее, о чём он писал в своих трудах.

КРАСОТА. СПАСИБО АВТОРУ ЗА ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ! А АВИЦЕННА — ЭТО ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Источник статьи: http://islam.global/obshchestvo/nauka/ibn-sina-avitsenna-korol-meditsiny/


Adblock
detector