Авиценна и его вклад в медицину и фармацию



Значение трудов Авиценны для развития фармации

Рассмотрение вклада Авиценны в развитие медицины и фармации. Средневековые методы лечение болезней. Исследование этапов развития лекарствоведения. Научная и практическая деятельность Авиценны. Виды химических веществ и минералов с точки зрения медицины.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Фармация — научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, хранения, изготовления и отпуска Лекарственных средств.

Египетское слово «фармаки» — означает «дарующий исцеление». Фармация вместе с фармакологией, как в более ранее периоды истории, так и на современном этапе ее развития, составляла и по сей день составляет науку о лекарствах — лекарствоведение. Впервые надпись «фармаки» была обнаружена под изображением египетского бога медицины Тота — помогающего верховному Богу Египта Осирису.

Лекарствоведение широко распространилось и получило существенное развитие и в Древнем Египте, и Месопотамии, и древнем Китае, и Азии. Так, в папирусе Эберса (17—16 в. до н.э.) — «Книге приготовления лекарств для всех частей тела» содержится 877 способов лечения болезней и около 900 лекарств.

В эпоху раннего и развитого средневековья (V—ХV вв.) большое влияние на развитие лекарствоведения оказала алхимия. Наряду с поиском так называемого «философского камня», алхимики получали кислоты, щелочи, некоторые лекарственные препараты. Ими были разработаны такие химические процессы, как фильтрование, кристаллизация, осаждение, перегонка воды и спирта, сублимация (возгонка) твердых веществ, получение эфирных масел, изобретена водяная баня ,перегонный куб и другое оборудование для химических лабораторий. Таким образом, развитие лекарствоведения (фармации и фармакологии) началось с интуиции, наблюдения, эмпиризма, затем появилась формирующаяся медицина, основанная на накопленном опыте лечения больных, а с развитием письменности в Древнем Мире и особенно в период раннего и развитого Средневековья были сделаны попытки осмыслить и проанализировать действие тех или иных лекарств на организм животных. Дальнейший блистательный расцвет и подъем медицины и фармации начался в период позднего средневековья — эпоху Возрождения. Этот этап в развитии лекарствоведения составляет самостоятельное исследование, которое изучалось, изучается и будет изучаться многими учеными и исследователями: врачами, фармацевтами, историками и др.

Больших успехов в развитии фармации среди стран Востока и Европы достиг Абу Али Ибн-Сина (Авиценна)- (980-1037). Авиценна был разносторонне образованным человеком и одаренным человеком, он добился большого успеха в изучении геологии, химии, поэзии, музыки, географии, философии. Всемирно известный «Канон врачебной науки» имеющий в себе 5 томов, представляет собой жемчужину трудов великого ученого.

Особое значение трудов великого восточного ученого, определяет актуальность данной работы. Без знаний истории и особенностей фармации, невозможно представить себе грамотного специалиста в области фармакологии.

Целью данного реферата является рассмотрение вкладов Авиценны в развитие медицины и фармации.

Основными задачами для раскрытия данной цели являются следующие моменты:

-философские взгляды Ибн-Сины

-уровень знаний в алхимии (химии)

-причины болезней (по Авиценне)

Абум Алим Хусемйн ибн Абдулламх ибн аль-Хамсан ибн Алим ибн Симна (перс. ЗИж Ъбн НУнд Ид ЪИПЗббе Ид УндЗэ — Abы `Alо Husein ibn `Abdallвh ibn Sоnв), известный на Западе как Авицемнна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года— Хамаданн, 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира.

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».

В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Если Аристотель признавал единство материи и формы лишь в вещах, сделанных человеком, то Ибн Сина распространял это единство на всю природу вообще: «Наличная в телах материя не существует оторвано от конкретной формы бытия». Ибн Сина признает вечность материи: «Материя не уничтожается в результате прекращения конкретной формы бытия, так как эта форма бытия только отрывается от материи, чтобы уступить место другой конкретной форме бытия». Этот взгляд приходил в противоречие с учениями античных идеалистов и с учением ислама, что было очень опасно для ученого. Ибн Сина формально не отрицал существования Бога, а как бы вынес его за рамки научных рассуждений, лишил его творческой силы. У Ибн Сины Бог как бы существует вне материи. Мир так же вечен, как Бог, но изменения в природе происходят по внутренним законам материи, а не по воле Аллаха.

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

Ибн Сина был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Он в своем мировоззрении отдавал предпочтение, как наблюдению, так и опыту, как в философских выступлениях, так и в медицине(применял нетрадиционные средства). За свободомыслие, представители православного ислама считали Авиценну еретиком и безбожником.

Как подлинный ученый — энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, “физика” (т. е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др. Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них сохранилось около 30 в степени 8. По содержанию их можно разделить (за исключением “Канона”) условно на три группы:

1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы;

2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;

3) труды по лекарствоведению. Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является “Канон врачебной науки”.

Примерами из дошедших до нас трактатов, могут являться:

«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. Когда был изобретён печатный станок, «Канон» оказался среди первых печатных книг и по числу изданий соперничал с Библией. Этот труд в течении многих веков служил обязательным руководством при изучении медицины, как в странах Востока, так и западной Европе, об этом свидетельствуют его переводы, в 1279 году в Риме(первый перевод), 1473год (первое печатное в Европе), в 1500 году в Венеции, 1608- в Джунте, 1658- во Львове.

Вопросам медицины Ибн Сина посвятил более 20 своих произведений, многие из которых очень обширны. Мировую славу Ибн Сине принесло его главное медицинское произведение — «Канон врачебной науки», законченное автором около 1020 г. «Канон врачебной науки» — энциклопедический свод медицинских знаний древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн Сина не ограничился пересказом достижений прошлого: он подвел критический итог в начале XI в., благодаря чему «Канон врачебной науки» явился новым этапом в истории развития медицины и фармации. Труд Ибн Сины способствовал их быстрому расцвету, который начался в XVI-XVII вв. «Канон врачебной науки» в Толедо был переведен с арабского языка на латинский и разошелся в многочисленных арабских, европейских и латинских копиях по всей Европе, а когда появилось книгопечатание, был напечатан в Европе 30 раз. В арабских странах и Индии «Канон врачебной науки» переиздается и в наше время. Академия наук Узбекской ССР предприняла первое в мире полное издание перевода «Канона врачебной науки» на современные языки (русский и узбекский) и в 1960 г. завершилось печатание всех книг «Канона». В 1981 г. «Канон» Авиценны был переиздан еще раз.

В ней излагается теоретическая медицина. Книга разбита на 4 части. В первой части даётся определение медицины, во второй речь идёт о болезнях — их причинах и проявлениях, в третьей — о сохранении здоровья и в четвёртой о способах лечения. Причины здоровья и болезни, симптомы болезней Ибн Сина рассматривает, исходя из господствующего в его время «гуморального» учения о четырёх соках и связанных с ними темпераментах.

Даётся описание «простых» лекарств. Авиценна приводит названия 785 средств растительного, животного и минерального происхождения. Многие из них не были известны учёным в древности.

Тщательно рассматриваются отдельные болезни и способы их лечения.

Описываются общие болезни тела, лечение различных лихорадок, вопросы, связанные с хирургией.

Содержит описания различных «сложных» лекарств.

Для истории фармации наибольший интерес представляют вторая и пятая книги «Канона». Мы уже знаем, что в то время Бухара вела оживленную торговлю с Китаем, Индией, Византией и славянами. Возросло число лекарственных средств и способов их приготовления. Все это привело к появлению первых аптек, а затем к выделению фармации в особую отрасль. Работы Авиценны и других ученых закрепили и упрочили ее самостоятельность, способствовали ее переходу на более высокую ступень. Значение второй книги «Канона» состоит в том, что в ней объединен не только фармакологический, но и многовековый фармакогностический опыт медицины всех стран и веков. Современную для Ибн Сины фармацевтическую номенклатуру лекарственных средств автор значительно расширил за счет включения большого количества лекарственных растений Индии, Китая и побережья Средиземного моря. Ибн Сина создал единую систему лекарств и связал ее с клиническими наблюдениями и практической медициной. Арсенал лекарственных средств Ибн Сины богат и разнообразен: он описывает не только лекарство, но и источники его получения, способы изготовления лекарственных средств. В первой статье второй книги «Канона» излагается классификация лекарств по их фармакологическому действию: растворяющие, очищающие, укрепляющие, заживляющие и др. Действие лекарств, по мнению Ибн Сины, зависит от преобладающего в их натуре качества или способности влиять на организм за счет уравновешивания их натуры. Далее автор подробно останавливается на способах определения природы лекарства. Он различает способы определения при помощи органов чувств (по вкусу и запаху), а также при помощи сравнения и эксперимента. В характеристике природы лекарства ведущим является его основное влияние на организм.

Главным терапевтическим принципом «Канона» является лечение противоположным (contraria contrariis curantur): «Поистине, когда будет понятно качество болезни, нужно выбрать лекарство с противоположным качеством, ибо болезнь лечится противодействием». Такие примеры имеются во второй книге «Канона».

Вторая книга «Канона» содержит 811 глав, в которых Ибн Сина знакомит своих читателей с различными простыми лекарствами. Среди них такие лекарственные растения, как донник, полынь, мирт, акация. Далее следуют главы о морском луке, копытне, можжевельнике, укропе, лаванде, ромашке, крапиве, смолистой камеди; минеральных препаратах — золоте, серебре, сурьме, свинце, алмазе, ртути, мышьяке. Ибн Сина останавливает наше внимание на голубях (кровь голубей прекращает истечение из носа), собаках (моча собак сводит бородавки), говорит об осле (мясо и печень использовали для лечения золотухи), пишет о жире утки, свиньи, овцы и рыбы и множестве других разнообразных средств. Обращает на себя внимание большая потребность в лекарственных средствах против укусов змей, скорпионов, бешеных собак и пр. Особенно много средств против укусов змей: слюна, костный мозг оленя, кровь черепахи, мясо ежа, речной рак, гальбан, рута, горчица, перец, мята, редька, фисташки, корица, чеснок, девясил и многие другие. Описывая их, Ибн Сина как бы выполнял социальный заказ своих земляков.

Во второй книге приводятся и малозначительные снадобья, однако большинство препаратов выдержали испытание временем и применяются в медицине и фармации до сих пор. Кроме того, некоторые лекарственные средства Ибн Сина ввел в фармацию впервые. Среди них александрийский лист, камфара, ревень и др.

В четвертой книге «Канона» Ибн Сина много внимания уделяет противоядиям — целой группе лекарственных препаратов, многие из которых в настоящее время также введены в медицину. Указания ученого в этой области длительное время использовались медиками всех стран и являлись практическим руководством в области токсикологии.

Книга о сложных лекарствах (пятая книга «Канона») состоит из вводной теоретической статьи и 12 статей, посвященных отдельным лекарственным формам и рецептурным прописям. Здесь рассматривается учение о синергизме, об усилении действия и о нейтрализации ядовитых лекарств. Древняя средневековая фармация изобиловала сложными формами и к ним большей частью обращались эмпирически, но были и обоснованные мотивы, например, исправление вкуса лекарств, замедление и ускорение всасываемости, и др. К этим лекарствам Ибн Сина относился критически и не разделял взглядов, направленных на усложнение лекарств. В этом отношении он стоял выше современников и, обладая широкими познаниями в области минералогии, химии и ботаники, умел обобщать и делать логические выводы о «судьбе» лекарств в организме.

Частное описание сложных лекарств в пятой книге начинается с териаков и больших лекарственных кашек. В книге приводится три прописи териаков. Состав их очень сложный, в них входило до 60 ингредиентов, главным из которых считался опий. Врачи средневекового Востока придавали большое значение срокам хранения сложных лекарственных форм. Об этом неоднократно упоминается в книге, в частности при описании териаков. Ибн Сина по этому поводу писал: «У териака есть младенчество, отрочество, юность, старость и смерть. Он становится ребенком по прошествии шести месяцев или одного года. Затем он начинает расти и увеличивается, пока не остановится, что происходит через десять лет в жарких странах и через двадцать лет — в холодных странах. Затем он стоит на месте десять или двадцать лет, потом, после двадцати или сорока лет сила его начинает слабеть и, наконец, через тридцать или шестьдесят лет свойства исчезают и он становится лекарственной кашкой, лишенной действия териака».

Другой пример: кашка «фирузнум» (благословленная) из белены и опия допускается к употреблению только через шесть месяцев. В данном случае, как и в отношении териака, речь идет о ферментативных процессах в сложных лекарственных формах при длительном хранении, о чем знали древние и средневековые врачи. Териак включался во все фармакопеи вплоть до XIX в. В Иране и других странах Востока он до настоящего времени очень популярен. Последней страной, включавшей териак в фармакопею, была Франция. Ни в одно издание Российской фармакопеи XIX в. териак не включался. Но он был в обращении и в русской народной медицине. Основное назначение териака — применение при желудочно-кишечных заболеваниях и как противоядие при змеиных укусах. В состав териака Ибн Сины входило мясо гадюк, соответствующим образом обработанное. Это была своеобразная иммунизация при змеиных укусах. В книге приводятся также прописи специальных териаков, применявшихся при укусах членистоногих (скорпионы, пауки).

В первой статье приводится ряд прописей других твердых лекарственных форм: лепешечек, кашек из гадюки, морского лука, мускуса, желчи, дрока и других средств. Ибн Сина был автором кашек из снотворного мака, яхонта, сердолика, золота и других минералов. Заделывали кашки и лепешечки обычно медом или вином. Оригинальны названия этих лекарственных форм: «Великий спаситель», «Большое персидское лекарство», «Пища богов Олимпа», «Митридат» и т. д.

Слабительные лекарства «ийараджи» применяли в виде отваров, пилюль и, главным образом, в механических смесях. В их состав входили колоквинт, сабур, морской лук, китайский ревень, агарик и другие растения. Каждая из прописей «ийараджа» носила имя автора: ийарадж Руфа, Андроха, Гиппократа, Галена и др.

Лекарственные кашки, способствующие пищеварению, описаны в третьей статье книги под названием «джуваришны». В отличие от других кашек они применялись в крупноизмельченном виде, чтобы дольше находиться в желудке. Джуваришны делились на послабляющие и непослабляющие. В их состав входили пряности, сода, мед и другие ингредиенты. Чем большее послабляющее действие стремились вызвать, тем крупнее были составные части. В книге дано около 60 прописей джуваришнов. Заслуживает внимания джуваришн царей. Его принимали в течение года для продления жизни. В числе его составных частей были кубеба и пряности. Ингредиенты кипятили в сахарном сиропе и скатывали в шарики, которые обволакивали оливковым или коровьим маслом.

Сухие лекарственные порошкообразные формы назывались «камиха». Их обычно насыпали на ладонь и затем вносили в рот, для детей готовили сладкие формы, вливавшиеся в рот. Лекарства поджаривали, толкли в ступке и просеивали.

Существовали лекарственные формы для лизания. Применяли сиропы и сгущенные соки. Разница между ними заключалась в том, что сгущенные соки готовили посредством выжимания, а сиропы варили. От современных сиропов они отличались тем, что в них не добавлялся сахар, играющий роль консервирующего средства. Сиропы готовили из плодов, пряностей, душистых растений, уксуса и вина. Заслуживает внимания характеристика виноградного сиропа и старого перебродившего вина. В них усматривалось вредное действие на нервную систему, делалось предостережение старикам.

В седьмой статье описаны способы приготовления различных варений, в том числе из овощей (морковь, репа) и лепестков красной розы. Из фруктов большое распространение имели яблоки, сливы и айва. Варенья готовили на сахаре и на меду. Нередко к ним добавляли разнообразные пряности и соль.

Промежуточное положение между порошками и лекарственными кашками занимали лепешечки. Готовились они впрок на срок до четырех лет. Некоторые ингредиенты растворяли, другие растирали, смешивали, сушили в тени, обычно на опрокинутом сите для лучшей циркуляции воздуха. Камфарные лепешечки применяли в качестве жаропонижающего средства, из полыни — для возбуждения аппетита, анисовые — как смягчающие. Состав лепешечек был очень разнообразен как по входящим ингредиентам, так и по способам приготовления. В книге дано свыше 60 прописей, которые употреблялись еще античными врачами. До нас дошли немногие из них: лепешечки ипекакуаны, мятные, содовые и сантонина. Основное их достоинство, благодаря которому они длительное время удерживались в фармации — это их легкая распадаемость во рту. Длительное время лепешечки включались и в российские фармакопеи и исключены были только из VIII издания Фармакопеи СССР.

Пилюли во времена Ибн-Сины готовили примерно так же, как и лепешечки. В состав их входили средства, обладающие горьким вкусом. Действие пилюль сохранялось до одного года, а пилюль с опием — до двух лет.

Отвары готовили кипячением до удаления части воды. Специальная статья в книге посвящена маслам. Они получались перегонкой на слабом огне в котлах с двойным дном. В состав лекарственных масел входило множество душистых растений. Но были масла, которые изготавливали холодным способом на солнце или в тени (касатиковое, полынное). До нас дошло масло белены, но готовилось оно не из листьев, а из семян растения.

В одиннадцатой статье описаны пластыри и повязки. В пластыри входили цинка окись, оливковое масло, различные смолы, ярь-медянка, льняное семя и др. Пластыри применяли как рассасывающее и отвлекающее средство. Один из пластырей назывался апостольским. Он состоял из двенадцати ингредиентов, по числу апостолов. Эта деталь позволяет проследить влияние христианства на быт восточных народов.

Лекарственные повязки применяли при болях. В состав их входили болиголов, ароник и другие растения. Назначение их было такое же, что и современных компрессов.

В последней, двенадцатой статье пятой книги «Канона» описаны способы приготовления лекарственных кашек и других сложных лекарственных форм для симптоматического лечения отдельных органов. На каждый симптом приведен список сложных лекарств. Все это напоминает нам известный «лечебник» Авла Цельса.

Для современной фармации большой интерес представляют меры объема и веса, описанные в пятой книге «Канона». Ибн Сина придавал дозировке большое значение, и в конце книги привел перевод мер и объема для лиц, пользовавшихся арабским и греческим текстом «Канона». При переводе в современные меры метрической системы принято, что один мискал равен 4,25 грамма. Отсюда:

химмаса (одна горошина) — 0,25 г;

бакилла (конский боб) — 1,416 г;

бундука (лесной орех) — 4,25 г;

милака (ложка) для сухих лекарств — 7,225 г;

милака для меда и лекарственных кашек — 17,0 г;

Вторая глава пятой книги «Канона» построена по типу фармакотерапевтического справочника, в восьми главах перечислены органы и области тела, при болезнях которых показано применение лекарств во всем их разнообразии. Сообщается, как отыскать нужные лекарства, описанные во второй, третьей и пятой книге «Канона». Вторая книга «О простых лекарствах» и пятая «О сложных лекарствах» в пятитомном «Каноне» Ибн Сины дают для будущих исследователей огромный материал по истории лекарствоведения. Эти книги заслуживают внимания фармацевтов как выдающийся и неповторимый памятник не только фармации, но и химии, ботаники, зоологии, минералогии и философии.

Ибн Сина очень интересовался химией и работал в области этой науки. Его по праву считают одним из ее основоположников. Своим учителем Ибн Сина назвал Джабир ибн Хайана. Ибн Сина изучал минералы, им разработана классификация химических веществ и минералов с точки зрения учения о качестве элементов. Он не поддерживал взглядов алхимиков на возможность перехода одного металла в другой. Огромное значение Ибн Сина придавал роли воды в химических реакциях. Воду он считал «всесозидающей, растворяющей, скрепляющей и разрушающей». Понимал Ибн Сина и роль минеральных вод. Он учил, что если минеральные воды содержат соли, золото и серебро, то они благоприятно действуют на организм человека. Лучшей водой он считал «очищенную» воду, которую можно получить из обыкновенной.

авиценна фармация болезнь лекарствоведение

Ибн Сина очень интересовался химией и работал в области этой науки. Его по праву считают одним из ее основоположников. Своим учителем Ибн Сина назвал Джабир ибн Хайана. Ибн Сина изучал минералы, им разработана классификация химических веществ и минералов с точки зрения учения о качестве элементов. Он не поддерживал взглядов алхимиков на возможность перехода одного металла в другой. Огромное значение Ибн Сина придавал роли воды в химических реакциях. Воду он считал «всесозидающей, растворяющей, скрепляющей и разрушающей». Понимал Ибн Сина и роль минеральных вод. Он учил, что если минеральные воды содержат соли, золото и серебро, то они благоприятно действуют на организм человека. Лучшей водой он считал «очищенную» воду, которую можно получить из обыкновенной.

Ибн Сине были известны химические превращения в виде брожения, свертывания, возгонки и др. В связи с этим понятно, почему в «Каноне» Ибн Сины количество минеральных и лекарственных средств больше, чем у врачей Древней Греции, Рима, Индии, Египта, Междуречья, Китая. В прописях Ибн Сины мы встречаем мышьяк, серебро, ртуть в форме различных солей. Ибн Сина заложил учение о дозах, он утверждал, что разные лекарства в зависимости от организма и качества могут оказывать различное действие. Ученый рассказывает о методах изучения действия лекарств, рекомендует осуществлять его не только на животных, но и на больном человеке. Он также требует учитывать при этом климатические условия. Назначать лекарства слишком жарким летом и слишком холодной зимой он не рекомендует. В этих суждениях великого ученого просматривается важность нового взгляда на действие лекарств, на лечение болезни. Рациональный подход, опыт, практика и наблюдения берут верх над мистикой, астрологией и колдовством. В условиях средневековья Ибн Сина порывал с установившимися традициями и прокладывал путь к новому. Фармация Ибн Сины, таким образом, на много веков опередила фармацию Европы, она близка к современной фармации и фармакологии.

Данный реферат посвящен роли Авиценны в развитии фармации. В процессе его написания я изучил литературу которая содержит в себе информацию о знаменитом философе и враче.

Я убедился в том, великим среди арабских ученых и врачей был Ибн-Сина (Авиценна), (980-1037). Огромную роль в развитии медицины сыграла его научная и практическая деятельность (Канон врачебной науки). Ибн Сина принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями первостепенной важности. Труды Ибн Сины и его известного современника Абу Райхана Беруни завоевали наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке.

Творчесво Авиценны занимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своего времени, он был признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул “шейх-ар-раис” (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Философские и естественно-научные сочинения Ибн Сины пользовались широкой известностью в странах Востока и Западной Европы, не смотря на то, что основное его философское произведение “Книга исцеления” было объявлено еретическим и сожжено в Багдаде в 1160 г. Обессмертивший его имя “Канон врачебной науки” многократно переводился на многие европейские языки.

Роль Авиценны в развитии человеческой культуры настолько значительна ,что в 1980 году по решению ЮНЕСКО весь мир отмечал тысячелетие со дня рождения.

1) Учебник Семенченко история медицины и фармации;

2) Егоров, В.А. История фармации, учебное пособие для студентовфармацевтических вузов;

Источник статьи: http://otherreferats.allbest.ru/medicine/00728307_0.html


Adblock
detector