Аврелий и его вклад в психологию



Развитие европейской психологии в 4-11 веках (Августин Аврелий)

Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas — воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. Значит, мера истины — в нашем самосознании. Как бы ни было сильно сомнение, не приходится сомневаться в том, что мы живем, двигаемся, существуем, имеем суждения, сомневаемся. Таким образом, даже сомневающийся обладает истиной, в которой он не сомневается, и для ее обретения нет необходимости выходить за пределы души. В некоторой степени эти рассуждения Августина спустя время продолжил Р.Декарт, утверждавший, что сомнение есть доказательство нашего существования.

Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку предполагалось, что истинность даруется Богом. Богом даруется и воля — источник активности человека. В .споре с Пелагием (ученым, современником Августина) он доказывал, что человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к нравственности, к высшему счастью и постижению Благодати. Августин, как и Пелагий, отстаивал положение о свободе воли, даруемой человеку Богом. Для объяснения этого противоречия Августин доказывал, что человек еще на заре своего существования не смог распорядиться свободой, дарованной ему Богом. Поэтому после Адама и Евы человек должен ограничивать собственную свободу, направляя свою волевую активность на постижение веры. Под верой Августин понимал мысль, сопровождаемую согласием с ней. Но само это согласие осуществляется разумом. Таким образом, хотя веру Августин ставил выше разума, оценку ее содержания он все же оставлял за разумом. Но воля, как говорилось выше, предшествует разуму, познанию, т. е. человек сначала решает что-либо узнать, а затем приступает к исследованию. При этом главные ответы дает исследование себя, а не окружающего.

Вслед за Плотином Августин сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний, отличном от восприятия предметов посредством внешних органов чувств, остановив внимание на проблеме самосознания. В то же время он ввел понятие о врожденной активности души как основе развития души. Именно активность, направляя и трансформируя познание и поведение человека, является основой его воли. В дальнейшем эта идея Августина реализовалась в концепции саморазвития психики, в которой утверждалось, что генезис психики не зависит от внешнего воздействия и направляется собственной, врожденной активностью, устремленной на развитие. Важным моментом в работах ученого было и резкое осуждение насилия над ребенком, стремления взрослых жестко управлять его поведением и направлять его интересы. Августин утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем это управление производится при помощи самосознания, т. е. осознания человеком своих возможностей и стремлений.

Такой путь саморазвития был описан и самим Августином в его «Исповеди», полной глубоких размышлений об отношении личности к другим людям. Эта работа стала путеводной нитью для интроспективной психологии последующих веков, так как в ней впервые говорилось о познавательной активности души, независимой от тела, но использующей его в качестве орудия, и доказывалась непогрешимость внутреннего опыта. Показав коллизии становления личности, Августин в этой работе создал в европейской культуре традицию «исповедей» как сочинений, воссоздающих процесс осмысления индивидом своей жизни и стремления к самосовершенствованию.

Источник статьи: http://studopedia.ru/10_75282_razvitie-evropeyskoy-psihologii-v—vekah-avgustin-avreliy.html

Будьте безразличны к не важным вещам. Как развить психическую выносливость с помощью древней практики Марка Аврелия

Марк Аврелий Антонин был римским императором, жившим во II в. Он являлся философом, представителем стоицизма. Согласно этому учению, любое нравственное действие рассматривалось как самосохранение, самоутверждение и саморазвитие, увеличивающее общее благо.

Безнравственные поступки относились к саморазрушению, утрате собственной человеческой природы. А правильные желания и воздержание, добрые дела — к гарантиям человеческого счастья. Для этого человек должен заниматься развитием своей личности, противостоять внешнему воздействию и не поддаваться никакой силе.

Стоицизм в переносном смысле трактуется как мужество и проявление твердости в жизненных испытаниях.

В чем состоит умственная прочность?

В последнее время в спортивной психологии появился термин «умственная прочность». В научном сообществе, характеризуя это понятие, ведут речь о том, что у человека есть психологическое преимущество, естественное или развитое.

Оно позволяет ему в целом лучше его оппонентов справляться со множеством требований, которые предъявляются образом жизни, спортом, различными обстоятельствами. Тот, кто обладает этим преимуществом, является более последовательным, сосредоточенным, уверенным в себе, решительным, лучше контролирующим свое поведение и сопротивляющимся давлению.

Иными словами, умственную стойкость можно определить как способность успешно действовать, не поддаваясь внешнему давлению. В последнее время данная концепция привлекает к себе большое внимание, так как людям все чаще приходится сталкиваться с давлением в самых разных областях жизни. Для этого необходимо воспитывать в себе определенную психологическую прочность, сопротивляемость, способность к противодействию внешним обстоятельствам. Одним из примеров человека, обладающего таким важным качеством, является баскетболист Майкл Джордан.

Разговор с самим собой императора-философа

Если обратиться к истории, то в ней можно обнаружить довольно похожую концепцию, которой уже около двух тысяч лет. Ее представителем был Марк Аврелий, император-философ школы стоиков, который воспитывал в себе психологическую выносливость путем выполнения ряда умственных упражнений.

Об этих упражнениях известно из дошедшего до нас сборника афористических мыслей, принадлежащих Марку Аврелию. Это личный моралистический дневник, который он, по всей вероятности, не предназначал для публикации. Его греческое название Τὰ εἰς ἑαυτόν имеет несколько вариантов перевода. Например, таких как «Рассуждения о самом себе», «Наедине с собой», «Послания к самому себе».

Позиция мудреца

В этих записках император напоминает себе раз за разом о том, что необходимо не поддаваться таким чувствам, как гнев и ненависть, невзирая на совершаемые окружающими промахи и подлые поступки.

Рефлексия Марка Аврелия основывается на осознании им огромной личной ответственности за судьбу общества, которое изнутри подтачивается разложением нравов и набегами варваров извне. В сложнейших условиях философ пытался сохранять душевное равновесие, находясь в позиции мудреца.

Безразличие к не важным вещам

Одной из важных мыслей в дневнике Марка Аврелия является мысль о том, что необходимо воспитывать в себе безразличие к тем вещам, которые для вашей жизни, для достижения поставленных вами глобальных целей не имеют значения. Это позволит прожить свою жизнь наилучшим образом.

Эта идея относится к основополагающим принципам стоицизма и формулируется как «безразличие к безразличным вещам». В то время как к единственной ценности в этом мире относится моральное благо.

Таким образом, беспокоиться следует лишь о том, что действительно важно для человека, ставящего перед собой высокие цели. Ко всему остальному, не стоящему внимания, нужно относиться как к фону и не зацикливаться на этом, не тратить на это свои эмоции, умственные и физические силы.

Как воспитывать равнодушие?

В философских текстах, принадлежащих Эпиктету, Сенеке и Марку Аврелию, постоянно подчеркивается важность практических усилий по воспитанию умственной выносливости. Какие же упражнения применял с этой целью император-стоик? Вот некоторые из них:

  1. Когда происходит нечто совсем не важное, но вызывающее беспокойство внутри вас, нужно отмахнуться от этого.
  2. Нужно повторять, что вы равнодушны к безразличным вещам.
  3. Чтобы ни происходило, помните, что главное — достижение высших целей.
  4. Следует избегать безразличия ко всему.
  5. Все, что касается вашей высшей цели, воспринимайте со всей серьезностью.

Далее — о некоторых реальных ситуациях, в которых можно применить указанные установки.

В применении к современной жизни

Вот как следует реагировать, например, на следующие события и что говорить себе при этом:

  1. Вы упустили свой дорогой фотоаппарат, и он сломался — «мне безразлично».
  2. Ваш коллега подверг конструктивной критике ваш проект — «я не равнодушен».
  3. Интернет-тролль в социальных сетях разместил под вашим постом негативный комментарий — «мне все равно».
  4. У вашей матери травма плеча, но из-за риска заразиться COVID-19 она отказывается ехать в больницу — «я обеспокоен».

Как видим, в этой практике не наблюдается особых сложностей. Если в вашей жизни действительно происходит что-то важное, нужно уделять этому много внимания. А беспокоиться по пустякам вовсе не стоит. Тем не менее эта простая идея на самом деле работает.

Но при этом следует четко определиться, что для вас является наиболее значимым. А это невозможно сделать, если вы не имеете жизненной цели и соответствующих ей моральных ценностей. Например, для баскетболиста Майкла Джордана такой целью являются спортивные победы.

Возможно, что метод Марка Аврелия и не сработает мгновенно. Но, продолжая практиковать его с завидным постоянством, вы все же ощутите положительный эффект, который в течение нескольких недель отразится на вашем мышлении.

Источник статьи: http://fb.ru/post/goal-setting/2020/6/3/216273


Adblock
detector