Бородич вклад в методики развития речи



Содержимое

Бородич А.М. – методика, проверенная временем

Методика развития речи детей, написанная А. М. Бородич в 1981 году вобрала в себя бесценные материалы, на которые опираются педагоги дошкольных учреждений.

Грамотная, правильная и многообразная речь у детей дошкольного возраста, к сожалению, явление очень редкое. От её развития напрямую зависит и качество мышления, и полноценное познание окружающего мира, и возможность свободно рассуждать на родном языке. Сознательные родители это понимают и всеми способами стараются работать над речью ребёнка, ищут действенные и доступные методики, знакомятся с трудами великих педагогов.

Одной из полезнейших книг, которую стоит изучить по данной теме, является «Методика развития речи детей». Написанная Алисой Михайловной Бородич ещё в 1981 году, она вобрала в себя бесценные материалы, на которые и по сей день опираются педагоги дошкольных учреждений.

В данном пособии рассмотрены все ключевые вопросы и проблемы, связанные с совершенствованием речи у детей дошкольного возраста, особое внимание уделено развитию связной речи и методике формирования её звуковой культуры. И это не случайно, ведь именно в дошкольном возрасте ребята наиболее восприимчивы к освоению языка и его закономерностей.

О возрастных особенностях развития речи

Подготовительный этап формирования речи малыша начинается ещё в 3-месячном возрасте, когда тот гукает, а потом лепечет. Эти ответные голосовые реакции на эмоциональное общение с родителями уже контролируются слухом грудничка, и, в случае их отсутствия, взрослым следует насторожиться и проконсультироваться со специалистами.

К году появляются слитно произнесённые слоги и около 10 простых слов. И родителям, и воспитателям дошкольных учреждений автор предлагает изучение слова в три этапа:

  • уяснение значения слова;
  • произвольный повтор его при восприятии предмета;
  • употребление слова – с помощью вопросов («Где матрёшка?»), игр («Кинь маме мяч»), поручений («Давай соберём все кубики в корзину»).

Вплоть до 1,5–1,7 лет слово будет для ребёнка равнозначно целому предложению. Ближе к 1 году и 10-11 месяцам появляются первые двухсловные фразы. С этого момента темпы развития речи заметно увеличатся, и к 2 годам она будет основным средством общения малыша.

В раннем дошкольном возрасте речь детей носит ситуативный характер, она богата жестами и мимикой и понятна лишь в конкретной ситуации. Связной она станет позже, когда усложнение познавательной деятельности крохи вынудит его высказываться яснее и понятнее.

Правильная среда

Говоря о возрастных нормах и этапах становления языка речи у детей, Бородич предъявляет и к речи взрослых, окружающих ребёнка строгие требования. Являясь эталоном для малышей, она должна быть:

  • содержательной (о чём и сколько сообщает);
  • правильной (чистое звукопроизношение, чёткая дикция, грамматическое построение);
  • доходчивой (иметь возрастную и педагогическую направленность).

Дети, рождаясь, получают «готовый язык». Задача родителей и воспитателей – активно приобщать ребёнка к освоению норм речи, руководить и контролировать его языковое развитие.

Методы, передаваемые из поколения в поколение

Люди, не обладающие методической теорией, уверена Алиса Михайловна, воспитывают детей вслепую на основе лишь своих предположений. В своей методике она подробно описывает основные педагогические методы и приёмы, выработанные целыми поколениями лучших педагогов.

Среди них выделяются наглядные (иллюстрации, картинки, диафильмы и др.), словесные (пересказ, беседа, чтение книг, заучивание стихотворений) и практические (игры, инсценировки, дидактические упражнения).

Кроме этого, автор методики выделяет ряд задач развития речи у детей дошкольного возраста:

Увеличение словарного запаса

Зависит от разнообразия слов, которые употребляют взрослые, и собственных ориентировок ребёнка.

Понимание грамматического строя речи

Грамматически правильная речь не появляется сама собой. Она вырабатывается по мере того, как часто воспитатели и родители практикуют малыша в словообразовании при помощи общения и игр. Например, «Подумай, чего недостаёт?» — склонение слов в родительном падеже; «Я начну, а ты продолжишь!» — употребление распространённых предложений.

Восприятие звуковой культуры языка

Усваивание основных правил фонетики и орфоэпии (постановка ударения в словах, произношение, интонационная палитра) происходит у детей путём подражания.

Формирование разговорной речи

Имеется в виду умение вести диалог – слушать и понимать взрослых, поддерживать разговор, правильно вести себя во время беседы.

Обучение рассказыванию

В процессе монолога выявляется запас слов дошкольника, умение строить предложения. Реализуется данная задача в пересказах, составлении собственных простейших рассказов, прослушивании текстов без сопровождающейся наглядности.

Приобщение к художественной литературе

Уже в дошкольном возрасте необходимо прививать деткам любовь к чтению. Малыши могут запоминать и читать наизусть простые произведения, слушать и понимать доступные сказки и рассказы, высказывать суждения о главных героях.

Первые шаги к обучению грамоте

Сюда входит звуковой анализ слова, составление предложений и их членение на слова. Данная работа проводится с детьми 6 лет.

Методика, описанная в книге, подаётся научным языком, ведь она создана в первую очередь для студентов педагогических ВУЗов. Однако и неподготовленным родителям будут вполне понятны и полезны основные идеи автора.

Источник статьи: http://rearchildren.ru/metodiki/borodich-a-m-razvitie-rechi-detej/

Методика развития речи детей Алисы Бородич

Одна из самых рекомендуемых работ, которую родителям стоит изучить по теме речевого развития, – книга «Методика развития речи детей» Алисы Бородич. Она была написана еще в начале 70-х годов прошлого века, но и сейчас это исследование не потеряло своей актуальности и высоко ценится логопедами и педагогами из разных точек мира.

Этапы становления речи ребенка

Научно-методическая работа кандидата педагогических наук Алисы Бородич направлена на совершенствование речи дошкольников на ранних стадиях их развития. Формирование правильного звукового произношения как составляющей грамотной, связной речи – цель автора.

Специалист выделяет следующие возрастные этапы формирования навыка говорения:

Подготовительный

От 3-х месяцев. В этот период малыш осваивает и «гукание», и лепет как реакцию на звуковые сигналы от родителей.

Если ответ от грудничка отсутствует, родителям стоит проконсультироваться со специалистом.

Владение слогами и словами

1 – 1, 7 лет. К этому времени ребенок складывает воедино слоги и знает уже около 10 элементарных слов с идентичными слогами.

Усвоение новых слов происходит в три этапа:

  1. Понимание значения слова;
  2. Повтор слова и появляющийся при этом ассоциативный ряд;
  3. Употребление слова в вопросе, повествовании, утверждении, просьбе – в обиходе.

Произношение двусоставных предложений

С 1 года и 7 месяцев. Если до этого слово являлось целым предложением, то теперь ребенок может связывать его с другими словами, добавлять описание или действие, побуждение и т.д. В 2 года лексикон малыша значительно расширится в связи с увеличением потребностей и общим речевым развитием. Теперь слова – его главный инструмент выживания.

В дошкольном возрасте речь применяется для того, чтобы адаптироваться к той или иной ситуации, транслировать ее или решить какую-то задачу.

Более связными предложения становятся чуть позже, когда необходимость познания мира потребует все больше речевых ресурсов.

Правильная среда

Разъяснив возрастные разграничения, Бородич акцентирует внимание на речевой среде вокруг малыша, которую создают, в первую очередь, сами родители. В связи с этим, требования ко взрослым в этом случае самые высокие. Каждый пункт говорит о том, что речь родителя – эталон для ребенка.

Итак, речь взрослых должна быть:

Помимо научных исследований, новейших технологий Бородич приводит анализ методик, которые передаются из поколения в поколение. Далеко не всегда и не все родители имели под рукой логопедический справочник, они воспитывали своих детей, исходя из собственного опыта и опыта предыдущих поколений.

Среди них приемы лучших педагогов прошлых лет и современности. Например, применение наглядных материалов – иллюстраций, видео и аудио, словесных и практических методик.

Но вернемся к дошкольникам и их небезупречной речи. Автор пособия рассматривает перечень задач для речевого развития детей, которым предстоит пойти в первый класс.

Увеличение словарного запаса, освоение грамматических принципов, навыков рассказывания, постижение правил устной речи и побуждение интереса к чтению — одни из ключевых задач речевого развития в преддверии школы

Расширение лексикона

На успешность решения этой задачи влияет окружение ребенка и то количество словарных единиц, которые употребляют в речи взрослые вокруг него.

Базовые принципы грамматики и их понимание

Правильное построение слов и предложений не возникает из пустоты, над этим нужно усердно работать. Один из популярных и действенных приемов – практиковаться в словообразовании с помощью наводящих вопросов. «Кому ты отдашь свою игрушку?». Ответ требует дательного падежа, соответствующего окончания и места в предложении.

Восприятие звуковой структуры языка

Усвоение фонетического устройства слова, постановка правильного ударения, использование верной интонации – все это достигается путем подражания.

Формирование разговорной речи

З десь подразумевается не набор жаргонных слов, а умение разговаривать с собеседником, участвовать в диалоге, задавать вопросы и отвечать на них, соблюдая правила приличия в ходе общения.

Умение рассказывать

Уметь вести монолог тоже непростое искусство. Но уже будучи дошкольником, ребенок должен уметь повествовать, используя при этом свой активный лексический запас и выстраивая грамотную цепочку предложений. Здесь будут полезны пересказы небольших текстов, придумывание коротких рассказов, аудиальное восприятие текстов без визуального сопровождения.

Пробуждение интереса к произведениям художественной литературы

Чтение малышам на ночь, совместное заучивание стихов, прослушивание аудиосказок и даже аудиоспектаклей с последующим обсуждением сюжета и главных героев — все это поможет привить любовь ребенку к чтению и литературе, показать ему, какой силой может обладать слово.

В финале нашего обзора оставляем видео о нормах речевого развития, чтобы у вас, дорогие родители, было понимание, чего ожидать от ребенка, от развития его речевого навыка и к чему нужно стремиться.

Заключение

Методика развития речи детей Алисы Бородич написана научным языком, так как она предназначена для специалистов и студентов вузов. Но и родители, которые не являются профессионалами в этой сфере, смогут понять и взять на вооружение основные идеи автора и следовать ее советам.

Источник статьи: http://defektologpro.ru/razvivayushhie-metodiki/metodika-razvitiya-rechi-alisy-borodich.html


Adblock
detector