Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
материал
Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Дроздовская основная общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:
— быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
— самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
— четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
-грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Дай мне действовать самому, и я пойму »
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения
современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
На протяжении межаттестационного периода изучены и реализованы следующие инновационные технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения
Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.
Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:
— в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,
При изучении конкретной темы учебных занятий — сравнение и анализ результативности полученных знаний, умений и навыков;
— поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.
Результатами использования мною технологии являются:
-активная самостоятельная деятельность обучающихся;
-повышение интереса к избранной профессии;
-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.
— активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения;
— обогащение содержания изучаемых предметов.
— развитие различных видов мышления;
-углубление межпредметных связей;
-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;
— обогащение содержания изучаемого материала.
Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой, нравственной личности обучающегося.
— сохранение здоровья обучающихся;
-повышение качества образовательного процесса:
-удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;
-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.
— укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении
грамотно заботиться о своем здоровье.
-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
— благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.
Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
Воспитательные технологии -реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях .
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
— диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
— целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
— содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);
-рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
— обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
— корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
— учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
— развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
— развивают системное мышление.
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
- Технология коммуникативного обучения.
Деловая игра — в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности , моделирования систем отношений , характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
— формируют устойчивую мотивацию учения;
— формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.
Переход от игровой деятельности к учебной
Проектные методы обучения — в своей работе широко использует метод защиты проектов, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.
Цель технологии — стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.
Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Практикую работу с применением технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
-способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;
-облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
-позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся :
— критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Основные методические приемы развития критического мышления:
4. Интеллектуальная разминка
Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий :
— ориентированы на получение конкретного результата;
— цель урока с их использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;
— индивидуализация процесса обучения;
— способствует социализации обучающихся в процессе обучения и после окончания колледжа;
— использует другие инновационные технологии;
— требует от преподавателя организации образовательного пространства урока;
— устанавливает качественно новые взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;
— способствует творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.
Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий
Технология проблемного обучения
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.
Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций.
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.
Технология модульного обучения
Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки.
Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения.
Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе.
Технологии развивающего обучения
Всестороннее развитие личности и ее способностей.
Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Технология дифференцированного обучения
Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса.
Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения.
Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.
Информационные технологии обучения
Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения.
Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др.
Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения.
Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.
Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность.
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний.
стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
наличие проблемы требующей исследования,
организация и осуществления деятельности,
развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Здоровье- сберегающая технология
сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья
поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке
активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в которой можно выделить следующие основные компоненты:
— осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
-целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
— использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;
— активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;
— деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.
Таблица 2. Результаты использования современных образовательных технологий
результат использования технологий
Методические приёмы. Отдельные компоненты
Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности .
Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.
-Создание и грамотное оформление творческих работ.
-Обновление дидактического материала,
-тестирование при входном контроле,
-использование электронных учебников,
-участие в сообществах по интересам,
-повышения эффективности своей профессиональной деятельности,
-принимать участие в онлайн конференциях,
— преподаватели и обучающиеся могут постоянно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе непосредственно в ходе занятий и в виртуальном режиме.
Проектные методы обучения
Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов.
Результаты использования инновационных технологий:
— повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;
-обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;
-качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
-усиление мотивации на успешную учебную деятельность;
-повышения умения адекватно оценивать себя:
-развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;
-развитие исследовательских способностей;
-развитие умения мыслить адекватно;
-развитие «чувства локтя», коммуникабельности.
1. Внедрить в свою работу бинарные уроки — нетрадиционную
2. Продолжить мониторинг интеллектуального развития.
3. Внедрять в учебный процесс возможности ИТК технологий.
4.Углубить уровень использования проектной технологии.
5. Продолжить реализовывать технология портфолио.
6. Продолжать использовать здоровьесберегающие технологии.
Использование в педагогической деятельности различных образовательных
технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Благодаря обучению посредством ИКТ у учащихся развиваются способности к исследованию, постоянному освоению новых видов деятельности.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен.
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания».
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и.
Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В.»Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания".
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/11/09/lichnyy-vklad-pedagoga-v-sovershenstvovanie-metodov