Что такое теоретическое обоснование личного вклада педагога



Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
материал

Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дроздовская основная общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:
— быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
— самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

— четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

-грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.

Дай мне действовать самому, и я пойму »

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения

современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.

На протяжении межаттестационного периода изучены и реализованы следующие инновационные технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения

Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.

Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:

— в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,

При изучении конкретной темы учебных занятий — сравнение и анализ результативности полученных знаний, умений и навыков;

— поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.

Результатами использования мною технологии являются:

-активная самостоятельная деятельность обучающихся;

-повышение интереса к избранной профессии;

-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

— активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения;

— обогащение содержания изучаемых предметов.

— развитие различных видов мышления;

-углубление межпредметных связей;

-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

— обогащение содержания изучаемого материала.

Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой, нравственной личности обучающегося.

— сохранение здоровья обучающихся;

-повышение качества образовательного процесса:

-удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;

-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

— укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении

грамотно заботиться о своем здоровье.

-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

— благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Воспитательные технологии -реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях .

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

— диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

— целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

— содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);

-рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

— обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

— корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

— учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

— развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

— развивают системное мышление.

В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

  • Технология коммуникативного обучения.

Деловая игра — в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности , моделирования систем отношений , характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

— формируют устойчивую мотивацию учения;

— формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

Переход от игровой деятельности к учебной

Проектные методы обучения — в своей работе широко использует метод защиты проектов, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.

Цель технологии — стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.

Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Практикую работу с применением технология развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

-способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;

-облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

-позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся :

— критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

Самоконтроль (Каковы недостатки?)

Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

Прогноз (Постройте прогноз).

Основные методические приемы развития критического мышления:

4. Интеллектуальная разминка

Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий :

— ориентированы на получение конкретного результата;

— цель урока с их использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;

— индивидуализация процесса обучения;

— способствует социализации обучающихся в процессе обучения и после окончания колледжа;

— использует другие инновационные технологии;

— требует от преподавателя организации образовательного пространства урока;

— устанавливает качественно новые взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;

— способствует творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.

Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.

Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий

Технология проблемного обучения

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций.

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.

Технология модульного обучения

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки.

Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения.

Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе.

Технологии развивающего обучения

Всестороннее развитие личности и ее способностей.

Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Технология дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса.

Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения.

Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.

Информационные технологии обучения

Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения.

Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др.

Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения.

Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.

Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность.

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний.

стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

наличие проблемы требующей исследования,

организация и осуществления деятельности,

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Здоровье- сберегающая технология

сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья

поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке

активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

— осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

-целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

— использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

— активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

— деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Таблица 2. Результаты использования современных образовательных технологий

результат использования технологий

Методические приёмы. Отдельные компоненты

Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности .

Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.

-Создание и грамотное оформление творческих работ.

-Обновление дидактического материала,

-тестирование при входном контроле,

-использование электронных учебников,

-участие в сообществах по интересам,

-повышения эффективности своей профессиональной деятельности,

-принимать участие в онлайн конференциях,

— преподаватели и обучающиеся могут постоянно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе непосредственно в ходе занятий и в виртуальном режиме.

Проектные методы обучения

Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов.

Результаты использования инновационных технологий:

— повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;

-обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;

-качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;

-усиление мотивации на успешную учебную деятельность;

-повышения умения адекватно оценивать себя:

-развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

-развитие исследовательских способностей;

-развитие умения мыслить адекватно;

-развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

1. Внедрить в свою работу бинарные уроки — нетрадиционную

2. Продолжить мониторинг интеллектуального развития.

3. Внедрять в учебный процесс возможности ИТК технологий.

4.Углубить уровень использования проектной технологии.

5. Продолжить реализовывать технология портфолио.

6. Продолжать использовать здоровьесберегающие технологии.

Использование в педагогической деятельности различных образовательных

технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благодаря обучению посредством ИКТ у учащихся развиваются способности к исследованию, постоянному освоению новых видов деятельности.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен.

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания&raquo.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и.

Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В.»Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/11/09/lichnyy-vklad-pedagoga-v-sovershenstvovanie-metodov


Adblock
detector