Эффективность деятельности агентства по страхованию вкладов



Обращение

Председателя Банка России,
Председателя Совета директоров Агентства
Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Прошлый год был достаточно благополучным для банков, во многом благодаря тому, что непростой и продолжительный процесс избавления от слабых и недобросовестных игроков позволил повысить устойчивость банковской системы. И динамика отзыва лицензий, заметно снизившаяся в прошлом году, – наглядное тому свидетельство.

Но защита прав вкладчиков и кредиторов продолжает оставаться одной из важнейших государственных функций в финансовой системе: эффективность работы Агентства по страхованию вкладов напрямую влияет на доверие населения и бизнеса к банковской системе.

С 2019 года система страхования была распространена на малый бизнес, а в начале этого года было принято долгожданное решение о повышении суммы страхового возмещения для тех случаев, когда граждане не могли распорядиться своими средствами и существенная сумма оказалась на счете в рухнувшем банке. Это касается получения наследства, продажи недвижимости, получения страховых выплат и ряда других схожих ситуаций. Не менее важно и то, что система страхования была распространена на некоммерческие организации, выполняющие важные социальные функции.

Несмотря на снижение числа отозванных лицензий, работа АСВ не стала менее интенсивной. К концу прошедшего года Агентство одновременно осуществляло ликвидацию 363 банков, 29 НПФ и 28 страховых организаций. По итогам года средний процент удовлетворения требований кредиторов банков-банкротов достиг рекордного уровня 45,3%. Это выше, чем несколько лет назад, но важно стремиться повышать этот уровень.

Особое внимание Агентство уделяет эффективности ликвидационных процедур, работе по розыску и возврату активов, выведенных недобросовестными собственниками. В прошедшем году АСВ трансформировало свои внутренние процедуры для повышения качества этой работы.

Не только надежность, но и удобство для граждан – приоритет для Агентства. Так, в прошедшем году АСВ запустило сервисы через портал «Госуслуги», развивает другие онлайн-каналы для работы с населением.

Развитие технологий остается в числе важнейших задач АСВ и на ближайшее будущее, как и повышение качества предоставляемых услуг.

Развитие банковской системы зависит от уверенности вкладчиков в том, что их средства надежно защищены, а недобросовестно распорядившиеся их средствами менеджеры и собственники не смогут безнаказанно пользоваться выведенными деньгами. И через постоянное подтверждение и повышение своей эффективности АСВ вносит важный вклад в будущее российского банковского сектора.

Источник статьи: http://www.asv.org.ru/upload/agency/annual/2019/report2019/ru/index.html

Агентство по страхованию вкладов, его функции и роль в банковской системе РФ

Узнай стоимость написания такой работы!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1. Правовой статус Агентства по страхованию вкладов
  • 1.2. Цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов
  • 1.3. Функции Агентства по страхованию вкладов
  • 2.1. Организация системы страхования вкладов в Российской Федерации
  • 2.2. Стабильность системы страхования вкладов
  • 2.3. Ликвидация и санация банков
  • 2.4. Страховые случаи и ответственность Агентства по страхованию вкладов перед вкладчиками
  • 3.1. Итоги проведенного исследования в отношении Агентства по страхованию вкладов
  • 3.2. Недостатки системы страхования вкладов
  • 3.3. Предложения по повышению эффективности деятельности Агентства по страхованию вкладов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время банковская система России переживает не самые лучшие времена. Очередной финансовый кризис затронул всех: и банкиров, и простых вкладчиков.

Актуальной сегодня является задача повышения доверия участников рыночной экономики к денежно-кредитной политике, проводимой Банком России. Существенную роль в этом процессе играет Агентство по страхованию вкладов.

Последний кризис привел к осознанию пробелов, слабых мест, как в функционировании финансовых институтов, так и в регулировании их деятельности.

Несмотря на интенсивное развитие в последние годы российского законодательства, связанного и с Банками, и с деятельностью Агентства по страхованию вкладов, современное состояние научных исследований, посвященных изучению пробелов, слабых мест, как в функционировании финансовых институтов, так и в регулировании их деятельности — явно недостаточно.

В связи с этим, актуальным становится вопрос изучения и выявления пробелов и слабых мест в функционировании финансовых институтов и в регулировании их деятельности, а также разработка предложений по совершенствованию эффективности деятельности Агентства по страхованию вкладов, посредством осмысления полученных уроков и выработки механизмов, которые позволят избежать повторения глобальных кризисов.

Комплекс вопросов, рассматриваемый в настоящей работе, интересует и юристов, и экономистов (что обусловлено спецификой рассматриваемых институтов).

Объект настоящего исследования – общественные, экономические и политические отношения, и возникающие связи с Агентством по страхованию вкладов, его функции и роль в банковской системе Российской Федерации.

Предмет настоящего исследования – нормы права, регулирующие деятельность Агентства по страхованию вкладов, его функции и роль в банковской системе Российской Федерации.

Цель исследования – теоретическое и научно-практическое исследование функционирования и регулирования деятельности агентства по страхованию вкладов, систематизация и закрепление теоретических знаний по теме, а аткже разработка предложений по повышению эффективности деятельности Агентства по страхованию вкладов, которые могут позволить избежать повторения глобальных кризисов или помогут смягчить его последствия.

Практическое значение выбранной темы аттестационной работы состоит в том, что результаты проведенного исследования можно будет использовать в целях повышения эффективности деятельности Агентства по страхованию вкладов.

В соответствии с целью, объектом, предметом поставлены следующие задачи исследования:

— рассмотреть правовой статус Агентства по страхованию вкладов;

— познакомится с целями деятельности и полномочиями Агентства по страхованию вкладов;

— изучить функции Агентства по страхованию вкладов;

— на основе анализа научной методической литературы определить роль агентства по страхованию вкладов в банковской системе;

— рассмотреть систему норм, регулирующих деятельность агентства по страхованию вкладов в Российской Федерации;

— обозначить существующие проблемы в деятельности Агентства по страхованию вкладов;

— разработать предложения по повышению эффективности деятельности Агентства по страхованию вкладов.

Методологическую основу аттестационной работы составляют общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. К частнонаучным методам исследования относятся, прежде всего, формально-юридический метод, историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.

Нормативно-правовую базу аттестационной работы составляют Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» и другие нормативно-правовые акты.

Теоретическую основу аттестационной работы составляют труды российских авторов, таких как Ашмарина Е.М., Ручкина Г.Ф., Гизатуллина Ф.К., Ефимова Л.Г., Алексеева Д.Г., Четверикова В. С. Чижова К.Я., Ш᠋а‏᠋р᠋н᠋и᠋н᠋а‏᠋ Л᠋. А‏᠋., Ш᠋а‏᠋ф᠋и᠋р᠋о‏᠋ва᠋ В᠋. М᠋᠋ ᠋᠋. и других авторов.

Аттестационная работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и списка литературы.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ, Агентство или Агентство по страхованию вкладов) создана Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (7) (далее – Закон о страховании вкладов или Закон № 177-ФЗ), в целях реализации государственной политики по защите прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепления доверия к банковской системе Российиской Федерации и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему Российиской Федерации.

В условиях финансово-экономического кризиса вопрос об участии государства в экономических отношениях и о правовых формах такого участия приобретает особую актуальность.

Одним из инструментов участия государства в банковской сфере является АСВ, которое осуществляет четыре публичные функции, которые на него возложены государством на основании федеральных законов. Это обеспечение функционирования системы страхования вкладов, обеспечение функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, осуществление функций конкурсного управляющего (ликвидатора) банков и негосударственных пенсионных фондов, а также участие в мероприятиях по финансовому оздоровлению (санации) банков. Их объединяет общее целеполагание – защита интересов кредиторов, обеспечение социальной и финансовой стабильности.

Участие государства в поддержании стабильности банковской системы Российской Федерации, а также вопросы укрепления доверия населения Российской Федерации к банковской системе и уверенности в экономической стабильности самой Российской Федерации, являются в настоящее время – основными задачами государства и всех его органов.

Частный бизнес, предоставленный сам себе, не в состоянии самостоятельно решить ряд важных задач по стабилизации банковской системы. Именно поэтому государством было создано Агентство в качестве специальной некоммерческой организации, чья деятельность и направлена на их решение.

Правовой статус Агентства должен быть таким, чтобы обеспечивалось достижение основной цели, ради которой принимался Закон о страховании вкладов. И если посмотреть на него с этой точки зрения, то в первую очередь, стоит обратить внимание на его компетенцию и органы управления.

Закон о страховании вкладов предусматривает порядок организации и компетенцию Агентства по страхованию вкладов. Оно призвано обеспечить функционирование системы страхования вкладов. Его статус и полномочия предусмотрены в статье 14 Закона о страховании вкладов.

Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Ему не требуется иметь лицензию на осуществление страховой деятельности. В целях Закона о страховании вкладов оно считается страховщиком (17, с. 329).

Агентство имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием и счет в Банке России. Местонахождение центральных органов Агентства — город Москва.

Агентство организует учет банков (ведет реестр банков); определяет порядок расчета страховых взносов и осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов и проводит мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам. Может обращаться в Банк России, с предложением о применении к банкам за нарушение требований Закона о страховании вкладов мер ответственности. Имеются в виду санкции, предусмотренные статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (6) и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Агентство вправе размещать, инвестировать временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, который предусмотрен Законом № 177-ФЗ.

Перечень полномочий Агентства в принципе не закрыт. В п. 8 ч.2 ст. 15 Закона о страховании вкладов, указано, что Агентство осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед ним в соответствии с Законом № 177-ФЗ целей.

Источник статьи: http://xn--d1aux.xn--p1ai/agentstvo-po-strahovaniyu-vkladov/


Adblock
detector