Эссе вклад геологов в развитие советской экономики в 60 70 гг



Конспект урока по истории России на тему «Экономика развитого социализма»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

А.А.Данилов. История России, 9 класс

Цель урока: Усвоение учащимися знаний об экономики развития «развитого социализма» в СССР.

– показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х годов;

– раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году;

– определить причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

– умение соотносить исторические знания с социальными реалиями их отражающими;

– анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, диаграмма, таблица);

– устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и терминами и понятиями;

– формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

– воспитывать уважительное отношение к истории своей страны;

– формировать негативное отношение к директивному типу экономической системы как несоответствующей демократическому политическому режиму.

Тип урока изучения нового материала

Формы работы учащихся фронтальная , групповая

Форма урока комбинированный

Необходимое техническое оборудование:

компьютер, экран, проектор;
– презентация;
– рабочий лист
– словарь ключевых понятий и терминов
– экспресс-тест

– академический школьный учебник «История. Россия в XX – начале XXI века» под редакцией А. А. Данилова (Москва, «Просвещение», 2011 год);

I этап урока. Мотивация учащихся

Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов.

Перед нами проблема: советская экономика 1965 – 1984 годов – расцвет? Кризис? Застой?

Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо решить задачи, сформулированные в вашем рабочем листе и повторить основные понятия и термины.

В ходе нашего исследования вы приобретете следующие знания о периодизации и содержании процессов в социально-экономической сфере страны.

Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов.

Знакомятся с задачами (Приложение 1) и словарем урока (Приложение 2)

Ознакомление с рабочим листом (Приложение 1).

II этап урока. Изучение нового материала

Ознакомьтесь с планом урока в вашем рабочем листе (Приложение 1)

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.
2. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.
3. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в промышленности.
4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма.
5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере.
6. Результаты сворачивания реформ.

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.

Используя понятия и термины (Приложение 2), а также материал учебника (§ 45, с. 158), определите причины, вызвавшие необходимость проведения реформ. Самостоятельно сформулируйте меры по их преодолению.
Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение1).

Слайд № 8, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

1. Неэффективность административного диктата (директивная экономика).
2. Неэффективность внеэкономического стимулирования производства (убеждение, принуждение).
3. Экстенсивный путь развития экономики.
4. Превышение производства товаров группы А над товарами группы Б.

1. Внедрение элементов рыночной экономики.
2.Экономические (материальные) стимулы к труду.
3. Интенсивный путь развития экономики.
4. Развитие пищевой, легкой промышленности.

2. Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 158-159) определите дату, направления и итоги реформы в сельском хозяйстве. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 9, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

1. Решение социальных проблем села;
2. Частичное использование экономических стимулов к труду.

1. Повышение закупочных цен;
2. Установление на 6 лет твердого плана закупок;
3. Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
4. Увеличение капиталовложений;
5. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

1. Деятельность колхозов убыточна;
2. 1965-1988 – сокращение пашни на 22 млн. га;
3. Потери с/х продукции от 20% до 40%;
4. Импорт зерна и продуктов питания.

1. Ставка власти на административные рычаги управления;
2. Отсутствие экономических стимулов к труду.

3. Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 159-160) определите дату, направления и итоги реформы в промышленности. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 3).

Слайд № 10, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

1. Изменение условий планирования;
2. Усиление экономического стимулирования.

1. Сокращение числа планируемых показателей;
2. Повышение качества продукции;
3. Предприятия распоряжаются частью дохода (треть фонда);
4. Управление через отраслевые министерства;
5. Введение местной инициативы.

1. Рост объема производства в 1,5 раза;
2. Построено 1900 крупных предприятий;
3. Коней 60-х – начало застоя.

Снижение количества трудоспособного населения;
2. Истощение сырьевой базы;
3. Удорожание добычи полезных ископаемых;
4. Износ и моральное старение оборудования;
5. Рост военных доходов;
6. Директивная экономика.

4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 160) определите дату и меры реформирования хозяйственного механизма страны. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 11, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

1. Совершенствование хозяйственного механизма (возврат к директивной экономике);
2. Повышение роли партийного руководства;
3. Моральные (внеэкономические стимулы к труду).

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ)

На основе анализа диаграмм сформулируйте основные выводы о результатах сворачивания экономических реформ в 1979 году. Результаты занесите в таблицу на рабочем листе (Приложение 1)

Слайды № 12,13, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Результаты сворачивания реформ:

1. Национальный доход – падение в 2 раза;
2. Промышленное производство – падение в 2 раза;
3. С/х производство – падение в 3 раза;
4. Производительность труда – падение в 2 раза;
5. Реальные доходы на душу населения – падение в 3 раза;
6. Понизились капиталовложения в жилищное строительство;
7. На треть сократилась доля экспорта машин и оборудования;
8. В 3 раза уменьшился прирост реальных доходов на душу населения;
9. Доля экспорта нефти и газа возросла в 3,5 раза.

III этап урока. Закрепление полученных знаний

Сделайте вывод урока в соответствии с поставленной проблемой, вывод урока запишите в рабочий лист.

Пройдите экспресс-тест. (Приложение 3).

(Возможные ответы учащихся)

Вывод: период 70-х – первой половины 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой, характеризующийся развитием экономики по экстенсивному пути, усилением централизации управления, возвратам к количественным показателям. А не к качественным.

Учащиеся проходят тестирование.

IV этап урока. Домашнее задание:

1. Презентация по теме: «Благосостояние городских жителей в 1965 – 1984 гг.»
2. Эссе по теме: «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60 – 70 гг»
3. Сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей и материалов газет по изученной теме.

Записывают домашнее задание в дневники

Рабочий лист учащегося 9-А класса

Тема урока: «Экономика развитого социализма»

Проблема: Советская экономика 1965 – 1984 гг. – Расцвет? Кризис? Застой?

1. Показать неизбежность изменения советской экономической системы в средине 60-х годов.

2. Раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году.

3. Раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономики и социальной сфере.

Основные знания: – аграрная реформа 1965 года;

– реформа 1965 года в промышленности;

Основные понятия: – теневая экономика;

Основные даты: – март 1965 года – реформа сельского хозяйства;

– октябрь 1965 года – реформа промышленности;

– 1979 год – реформа хозяйственного механизма

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.

2. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.

3. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в промышленности.

4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма.

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

Причины проведения экономической реформы 1965 года

Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве

Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере

Итоги сворачивания «косыгинской реформы» (анализ диаграмм)

Реальные доходы на душу населения –

Капиталовложения на жилищное строительство –

Доля экспорта машин и оборудования –

Прирост доходов на душу населения –

Основные понятия и термины

Дефицитная экономика – это экономическая система, при которой невозможно добиться устранения дефицита товара и услуг.

Интенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается с помощью технического прогресса.

Интенсификация труда – это повышение увеличения напряжённости труда.

Инфляция – падение покупательской способности денег, их обесценивание, связанное с избытком денежной массы и недостатка потребительских товаров.

Кризис – перелом, тяжёлое переходное состояние.

Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к самоподдерживающейся изменяемости.

Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего народного хозяйства той или иной страны.

Либерализация цен – это отказ от государственного регулирования цен.

Совет министров – высший исполнительный и законодательный орган власти.

Реформа – прогрессивное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ социально-экономических и политических структур.

Средства производства – совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства.

Стабильность – прочность, устойчивость, постоянность.

Стагнация – застой в производстве и торговле.

Стадиальное отставание – сохранение тех или иных стран на прежней стадии развития в аграрном, индустриальном обществе, в условиях перехода других государств и народов с следующими стадиями общественного процесса.

Теневая экономика – система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.

Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, основанный на измерении в денежной форме затрат.

Холодная война – этап развития отношений Восток-Запад (1945-1991), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу.

Экстенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных и материальных ресурсов, а не за счёт технического прогресса.

Директивная экономика – тип экономической системы, при которой производители лишены самостоятельности.

Рыночная экономика – тип экономической системы, при которой производитель сам решает что производить, сколько производить и для кого производить.

Товары группы А – производство средств производства (тяжёлая промышленность).

Товары группы Б – создаётся при помощи товаров группы А (лёгкая промышленность).

Тест по теме: «Экономика развитого социализма»

1. Экономическая реформа А. Н. Косыгина проводилась в СССР в

2. Какая сфера народного хозяйства развивалась в СССР в 50-е годы наиболее быстрыми темпами

3. Командно-административная система в СССР характеризовалась

А) внеэкономическими методами управления

Б) невмешательством государства в экономику

В) свободой предпринимательства

Г) децентрализацией экономики

4. Что из перечисленного характеризовало экономику СССР в 1960-1965 годы

А) деятельность совнархозов

Б) существование акционерных банков

В) свободное хождение иностранной валюты

Г) частная собственность на средства производства

5. Какая черта характеризовала экономику СССР в 1960-1980 годы

А) первоочередное развитие легкой промышленности

Б) преимущественное финансирование ВПК

В) создание банковской системы

Г) интенсивный характер развития экономики

6. Что из названного характеризовало развитие социальной сферы в СССР в конце 1970-х – начале 1980-х годов

А) перепроизводство продовольственных и промышленных товаров

Б) введение платы за обучение

В) сокращение средней продолжительности жизни населения

Г) ежегодное повышение зарплаты

7. Что было одной из причин ухудшения положения в сельском хозяйстве СССР к началу 1960-х годов

А) введение рыночных отношений

Б) принудительная скупка скота у колхозников

В) развитие фермерских хозяйств

Г) сокращение посевных площадей

8 . К причинам кризисных явлений в экономике СССР в 1979-е – первой половины 1980-х годов относилось

А) господство командно-административной системы

Б) материальное стимулирование труда

В) введение частной собственности

Г) проведение экономических реформ середины 1960-х годов

9. Что из перечисленного относиться к 1970-м – первой половине 1980-х годов

А) введение хозяйственной самостоятельности предприятий

Б) создание научно-производственных объединений

В) начало развития атомной энергетики

Г) преобладание предприятий ВПК

Д) децентрализация управления промышленностью

Е) промышленное строительство за счет вывоза естественного сырья

10. Установите соответствие между датой и событием

1. март 1965 года а) реформа хозяйственного механизма

2. октябрь 1965 года б) реформа сельского хозяйства

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-istorii-rossii-na-temu-ekonomika-razvitogo-socializma-1328595.html


Adblock
detector