Это вклад в сравнительно исторический метод



Сравнительно-исторический метод в истории

Сущность метода

Сравнительно-исторический метод является одним из основных методов исследования в исторической науке. Данный метод предназначен для выявления общих черт и поиска особенностей путем сопоставления исторических объектов или явлений.

При этом стоит понимать, что сравнительно-исторический метод и сравнение как логический прием различны, поскольку в последнем случае происходит разрешение задач типологии, периодизации и системного анализа. В случае же сравнительно-исторического метода сравнение является методологическим принципом, способом познания сущности того или иного исторического явления и процесса при их сопоставлении на основе аналогии.

История развития метода

Сравнительно-исторический метод сформировался в XIX в. Но следы этого метода можно найти и в более ранних источниках, где он был использован в основном в качестве примера. В этом контексте можно отметить труды Геродота, Фукидида, Вольтера и других авторов.

В XIX веке сравнительно-исторический метод был обоснован в трудах по антропологии, которые базировались на таких теориях как позитивизм, эволюционизм и диффузионизм.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Следующим этапом его развития стала разработка во второй половине ХХ века британскими социологами методов синхронного и диахронного сравнения.

В США сравнительный метод явился основой кросс-культурных или кросс-национальных исследований. В результате было сформировано ещё два подхода к сравнительному анализу, названные идиографическим и номотетический.

Особенностью сравнительно-исторического метода как метода именно исторического исследования является его ориентация на исследование объектов, которые имеют прежде всего разные пространственно-временные характеристики, то есть могут быть расположены в разное время и в разных местах.

В целом же историко-сравнительный метод помогает охарактеризовать причинно-следственные закономерности и понять те механизмы, которые и определяют происходящие исторические процессы.

Этапы историко-сравнительного исследования

Историко-сравнительное исследование делят на несколько этапов:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Первый этап определяет объекты сравнения и обосновывает, что изучаемые явления однородны с учетом их характеристик;
  • Второй этап позволяет разработать критерии сравнения объектов, на нем вводятся параметры и характеристики на основе которых будет производиться сопоставление
  • Третий этап формирует и накапливает информационную базу сравнения. При этом происходит выявление и анализ тех или иных источников, и делается вывод, насколько эти источники способны дать исследователю не только достоверную, но и сопоставимую информацию;
  • Четвертый этап выявляет сущность и характеристику исследуемых специалистами объектов через осознание и понимание имеющихся различий, и анализ их причин.

На начальном этапе сравнительный анализ выявляет прежде всего сходства, используя при этом приемы типологии и периодизации, и лишь потом происходит выявление и определение имеющихся различий и анализ их причин.

Определение причин различия тесно связано с выбором и применением того или иного варианта сравнительного анализа – диахронного или синхронного. Диахронный анализ представляет собой совокупность методов и способов изучения исторического процесса. Диахронный анализ позволяет выявлять имеющиеся определенные закономерности, тенденции в эволюции изучаемого исследователями события или процесса.

В историко-сравнительных исследованиях диахронный анализ позволяет определить логическую схему анализа. В случае если причиной различий являются стадиальные несовпадения, это приводит к необходимости диахронного анализа объектов, которые разделены в пространстве и во времени.

Диахронный анализ, будучи дополнен синхронный методом анализа, является одним из главных помощников в деле исторического познания.

Синхронный анализ представляет собою совокупность методов и способов при помощи которых происходит сравнительный анализ структуры и функций исследуемых специалистами объектов в текущий момент времени.

Основой анализа является сравнение двух объектов, целью которого является выявление общего и различного, уникального.

В ряде таких гуманитарных дисциплин как социология, языкознание (семантика), культурология и ряд иных направлений активно разрабатываются методические приемы реализации синхронного анализа.

Британская школа социологии в 1950-е годы использовала синхронный анализ как один из способов исследования особенностей социокультурных систем, которые существовали в одно время.

В историко-сравнительных или же компаративных исследованиях метод синхронного анализа используется при условии, если существующие различия между сравниваемыми объектами носят локальный характер и не могут определяться внутренней динамикой.

Советский специалист И. Д. Ковальченко занимался разработками методических аспектов использования синхронного анализа. При этом синхронный анализ рассматривался им как один из способов претворения в жизнь историко-диахронного метода.

Таким образом, синхронный анализ выступает как дополнение диахронного анализа, а вместе они являются основным методом исторического познания.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Источник статьи: http://spravochnick.ru/istoriya/sravnitelno-istoricheskiy_metod_v_istorii/

Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории

В исторической науке существует особый сравнительно-исторический метод, основам которого обучаются школьники для формирования такой мыслительной деятельности как сравнение и для развития мышления в целом. Сравнительно-исторический метод (СИМ) предусматривает рассмотрение явлений в развитии и раскрытии их многообразных сторон, свойств в процессе этого развития. СИМ позволяет широко охватить изучаемые явления, так как исследователь имеет возможность проследить характер связей отдельных явлений на фоне других, аналогичных им.

Сравнительно-исторический метод служит также основой для исторической типологизации явлений и процессов, т.к. помогает выделить критерии для построений типологий и выявления существенных (отличительных) признаков явлений.

В сравнительно-историческом методе выделяют логический и структурно-типологический аспекты. Первый заключается в выделении и последовательном сравнительном изучении сходных, но не тождественных сторон в явлениях. Далее или одновременно возможно использование не только сравнения, но и других логических приемов (анализа, синтеза, индукции, гипотезы и др.) Структурно-типологический аспект СИМ применяется для раскрытия общего и специфического содержания исследуемых явлений, определения однотипности и разнородности сравниваемых явлений. «Структурно-типологический аспект – это систематизация, обобщение исследования, выявление существенных тенденций и особенностей в сопоставляемых объектах».[1]

Сравнительно-исторический метод много шире и содержательней, чем просто сравнения и аналогии, которые можно использовать и в других областях познания. Сравнительно-исторический метод – это относительно самостоятельный способ исследования, при котором сравнение служит для достижения специфических целей познания истории.

Умение сравнивать исторические события и явления, т.е. определять в них общее и различное, раскрывать причины этих различий, входит в состав тех видов деятельности, которыми обязательно должен овладеть выпускник средней школы. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний.

Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное сравнение подразумевает сравнение по разным признакам. В учебном процессе чаще применяется последовательное сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Такой вид сравнения может использоваться при изучении нового материала и при повторении.

Схематично виды сравнения можно представить так:

Использование сравнительно-исторического метода при изучении истории в школе способствует формированию исторического мышления и подготавливает учащихся к пониманию исторической закономерности через установление общности однородных процессов в разных странах и на разных этапах. Подведение школьников к пониманию того, что в ходе исторического развития возможны некоторые закономерные процессы, начинается с первых лет обучения истории. Предлагаются следующие этапы по формированию умения применять метод сравнения.

Этапы формирования умения применять сравнительно – исторический метод.

Этапы характеристики

Действия, лежащие в основе сравнения

Сравнивается то, что сопоставимо при выделении существенных признаков

  • Ознакомься с текстом;
  • определи однородные явления;
  • выдели в однородных явлениях существенные признаки;
  • выдели в однородных явлениях сопоставимые признаки;
  • расположи эти признаки в определенной последовательности (составь план сравнения);
  • проведи последовательное сравнение обоих объектов (выскажи суждения о них по каждому из выделенных признаков по плану);
  • установи сходства и различия;
  • найди изменения в развитии явлений от одного этапа к другому;
  • сделай оценочные суждения (вывод).

от сравнения однородных событий и процессов к сопоставлению их причин 1. Ознакомься с объектом сравнения:

  • определи сравнимость объектов;
  • определи основания сравнения;
  • выбери определенную последовательность сравнения;
  • выбери опорный объект сравнения.

2. Проведи первоначальный смысловой анализ:

  • проанализируй первый объект и сформулируй его признаки;
  • проведи анализ второго объекта и сформулируй его признаки;
  • сопоставь и выдели наиболее существенные признаки сходства;
  • сопоставь и выдели отличительные признаки;
  • установи причины сходства и различий;
  • установи зависимость между объектами.

увеличивается количество сопоставимых объектов, усложняются сами объекты; большая степень самостоятельности

  • ознакомься со всеми объектами сравнения;
  • выдели сопоставимые;
  • выдели структуру социального объекта;
  • выяви взаимоотношения между ними;
  • соотнеси явление, факт, эпоху, частный факт и общую закономерность общественного развития;
  • определи и обоснуй последовательность сравнения;
  • проведи комплексное сопоставление (сравни объекты в различных отношениях);
  • применяй анализ, синтез, абстракцию;
  • от установки причин сходства и различий перейди к поиску исторических закономерностей;
  • сформулируй выводы, оценочные суждения.

Основными приемами сравнения остаются сравнительное описание, объяснение, характеристика. Еще в 70-е годы в рамках направления программированного обучения психологами и педагогами разрабатывалась идея поэтапного формирования умственных действий. Применение этого подхода к формированию умения сравнивать, на примере школьного курса истории, было представлено в работе Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков у учащихся в процессе преподавания истории. [1978 г.] Обоснование важности обучения сравнению дал Лернер И.Я., говоривший о том, что «сравнительно-исторический метод, его применение при изучении истории способствует формированию исторического мышления школьников». [2] Публикации 80-90-х г.г., посвященные методу сравнения в школьном курсе истории, представлены статьями. Однако все они в той или иной мере повторяют цели, высказанные Запорожец Н.И., или конкретизируют их на основе учебного материала. Опираясь на работы Запорожец Н.И., можно представить приемы сравнения в виде таблицы.

Линия сравнения Характеристика приемов
Сравнительное описание Сравнительное объяснение Сравнительная характеристика
1. Задачи установи сходства и различия, изменения в развитии явлений по одним и тем же существенным признакам; определи значимые признаки объектов; установи причинные, причинно-следственные и историко-генетические связи; установи исторические закономерности при комплексном сопоставлении, совершенствуй мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция…)
2.Действия — расскажи сначала об одном объекте, затем о другом;

— расскажи, опираясь на противопоставление по отдельным признакам, качествам объектов;

— определи значимые признаки объектов;

— сделай вывод; — всесторонне изучи объекты сравнения;

— с помощью имеющейся информации сделай умозаключение о причинах изменений, различий;

— помни, что отвечаешь на вопрос: «Почему?» — выдели более широкий спектр линий сравнения и признаков;

— выдели причины различий и сходств, особенности объектов сравнения через классификацию, типологизацию;

— анализ и сопоставления проводи в логической последовательности;

— сделай вывод по схеме: сходства, отличия, особенности; 3. Применение этап ознакомления с темой или тематическим блоком повторительно – обобщающие уроки;

при углубленном рассмотрении частных вопросов этап отработки умений или обобщения, повторения 4. Результат сведения об объектах по одним и тем же существенным признакам причины различий, сходств, особенностей знание фактического материала, полученного в результате мыслительных операций 5. Степень самостоятельности пример учителя,

действия по алгоритму возрастает степень самостоятельности, допустим алгоритм большая степень самостоятельности, отсутствие алгоритма действий (в письменном виде)

Обобщив представленные материалы можно сделать следующие выводы:

— процесс усвоения указанного метода носит этапный характер и начинается с формирования умения сравнивать исторические явления с изучения истории в основной школе;

— в зависимости от сформированности умения применять сравнительно-исторический метод познания можно использовать различные формы организации познавательной деятельности и взаимодействия учителя и учащихся;

— умение сравнивать исторические процессы и явления является обязательным для каждого выпускника средней школы. Овладение СИМ позволяет развивать в целом познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления, помогает учащимся увидеть изменения в историческом развитии и оценить их масштаб и значение.

Внедрение СИМ в школьную практику дает педагогу:

— соответствие преподавания современному уровню развития науки, научным представлениям о мире в целом;

— стимул к поиску новых методических форм, соответствующих личностно развивающим технологиям, технологиям саморазвивающего обучения;

— расширение горизонтов видения в преподавании предмета, осознаниего соотношения с исторической наукой и другими науками.

[1] Иванов В.В. Методология исторической науки. М. 1985. С.103

[2] Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. 1982.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/212001


Adblock
detector