Философы которые внесли вклад в педагогику



Хронологическая таблица основоположников педагогики
методическая разработка по теме

В таблице представлены основоположники социальной педагогики

Скачать:

Предварительный просмотр:

Хронологическая таблица Галенчук Н.В.

Основоположники теории и социальной педагогики.

Практический, теоретический вклад в развитии социальной педагогики.

Беседы и суждения , нужно жить с законами природы и принципами порядка, и середины. Создал первую в Китае школу идей.

Цель воспитания по Конфуцию – укрепление нравственности и преодоление жизненных трудностей через гуманизм и гармонизация отношений. Нужно, учил К., жить в согласии с принципами Порядка и Середины . Оказавший Огромное воздействие на развитие педагогической мысли, науки, образования. В основанной им школе использовал диалоги, классификацию, сравнение фактов и явлений, подражание образцам

Древнегреческий философ, учёный-энциклопедист, анотомист «Фрагменты о воспитании»

В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование: надо начинать воспитание детей с малых лет.

Основоположник атомистического учения

в своем учении обосновывал тезис о необходимости соотнесения природы ребенка и воспитания. Таким образом, он одним из первых сформулировал принцип природосообразности.

.Так, он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания.

Под воспитанием философ понимал обучение, упражнение.

Демокрит первый, кто поднял вопрос умственного воспитания детей.

Теоретик ораторского искусства, педагог. «О воспитании оратора» ( Первоначальное воспитание детей до поступления их в школу )

Является автором первого известного специального педагогического труда, в котором высказал социально-педагогические идеи о дидактике и методике обучения, воспитании ребенка в детском коллективе, связях школы с жизнью, о профессиональных качествах учителя и его взаимоотношениях с воспитанниками.

В обучении, по Квинтилиану , следует придерживаться 3-х ступеней: подражание, наставление, упражнение . Его взгляды получили широкую известность в XVI-XVII вв., к ним обращались педагоги-гуманисты.

философ, ученый-энциклопедист, ученик Платона.

Теоретические вопросы воспитания изложил в своих многочисленных трудах. Наиболее авторитетным из них является «Логика», сам ученый называл эту науку аналитической. «Этика»

Систематизировал все области знания своего времени. Создал свою возрастную периодизацию, обосновал необходимость разностороннего воспитания: физического, умственного и нравственного

античный греческий философ-идеалист.

«Протагор», «Государство», «Законы»

Платон был одним из первых, кто выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания.

Один из первых создателей теории дошкольного воспитания. Основал учебное заведение — Академию.

французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры — католической церкви. Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

Мыслитель гуманист, педагог

«Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков и всех наук», « Материнская школа» и др.

Основоположник научной педагогики

Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, единой школы; разработал возрастную периодизацию, дал научное и теоретическое обоснование дидактических принципов и правил классно-урочной системы.

Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании».

Автор теории «чистой доски». Разработал концепцию воспитания джентльмена.

-Открыл школу для крестьянских детей

Основоположник теории свободного и естественного воспитания.

«Возрастная периодизация по Руссо»

-«Как Гертруда учит своих детей»,

«Письмо другу о пребывании в Станце»,

Открыл приют для детей в здании бывшего Монастыря

Дополнил принцип социального воспитания

«Принцип культурного сообразности воспитания»

Руководитель сиротских приютов, Бургдорфского института. Разработал теорию элементарного образования, первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом.

-Немецкий педагог, демократ

-Учитель немецких учителей

Главный труд «Руководство к образованию нем. учителей»

разработал принципы воспитания (природосообразность, культуросообразность, самодеятельность), создал дидактику развивающего обучения.

Программа «Новый взгляд на общество или опыты о формировании характера»

Основные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др.

В его социально-педагогических экспериментах улучшил условия труда и жизни своих рабочих, сократил рабочий день с 14-16 до 10,5 часов, повысил заработную плату, выстроил хорошие жилища, открыл культурно-просветительные, учреждения и организовал рациональное воспитание, создав «школу» для малышей с яслями и площадкой для игр. С 6 до 10 лет дети рабочих учились в начальной школе, а после 10 лет, трудясь на фабрике, посещали вечернюю школу. Всю эту систему воспитательных учреждений назвал « Новым институтом для образования человеческого характера». Здесь же читались лекции для взрослых, проводились различные культурные мероприятия.

«Школа будущего — школа работы»

Новая народная школа, считает К., должна стать естественным продолжением светлого и продуктивного детства. Такой может быть только трудовая школа. В ней, разумеется, сохраняется учеба, овладение знаниями. Умение хорошо писать, считать — также работа, труд, который влияет на развитие характера и воли ребенка. Педагогика К. интересна тем, что различные по своей идеологии педагоги видели в ней то, что хотели видеть. Объективно же она в значительной степени ориентирована на природосообразность, имеет гуманистическую направленность, вносит существенный вклад в теорию и практику трудового обучения и воспитания, формирование гражданственности.

Немецкий педагог, психолог

Основной труд — «Экспериментальная дидактика».

Считал, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Создатель «школы действия». Теория «Школа жизни».

«Школа и общество», «Школа и ребенок», «Школа будущего», «Психология и педагогика мышления»,

«Мое педагогическое кредо», «Реконструкция философии», «Свобода и культура», «От ребенка к миру, от мира к ребенку».

Основоположник педоцентрической теории.

Являлся членом общества «Гуманистическое общество в Ньюйорке»

Вольдовская школа (12 лет обучения, углубленная)

  1. Воспитание к свободе.
  2. Социальное воспитание.

Филосов разработал концепцию трех членного общества «Антропологическую соц.воспитания» в трех сферах:

Свобода 1. Духовная нравственность

Педагог – гуманист, философ, педагог – психолог

Книга «Психологическая антропология»

«Дом ребенка», «Мой метод», «Педагогика Монтессори», «Помоги мне сделать это самому», «Воспитание и самообучение в начальной школе»

Открывает первый «Дом ребенка»

Метод обучения и воспитания детей-дошкольников. Разработала интересный дидактический материал для занятия детей.

Создала специальную методику воспитание детей. Метод формирует сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Принципы педагогики:

  1. Первая стадия детства (0-6лет);
  2. Вторая стадия детства (6-12 лет);
  3. Юность (12-18 лет);
  4. Взросление (18-24 года).

«Когда я снова стану маленьким»

Руководил «домом сирот», воспитание личности, интернат

Представитель реформаторской педагогики.

Немецкий философ и социальный педагог

В 1890 г. опубликовал книгу «Социальная педагогика»

Основоположник теории социальной педагогики

Рассматривал школу как важнейший инструмент социализации. Процесс воспитания начинается с воспитания воли.

Основы социальной философии.

«Воспитание умственное, нравственное и физическое»

Основоположник соц. педагогики

Целью социального воспитания является — «жить полной жизнью»

1.Индивидуальная сфера (Я — личность)

2. Семейная сфера (Я – семьянин)

3.Социальная (Я – профессионал, гражданин)

Американский психолог и педагог

«Взгляд на психотерапию. Становление личности».

— Психология супружеских отношений.

Гуманистическая Теория Личности

Создатель теории самоактулизации.

Самоактулизация основана на иррархии.

Потребность к самоактуальности

Потребность в принадлежности и любви

Потребность в сообщении, любви принадлежности

Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик

В 1943 Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии.

« Бегство от свободы», «Искуство любить». «Иметь или быть». «Душа человека»

Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры». Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие.

Теолог, философ, музыкант и врач

«Этика благоговения перед жизнью».

Основной принцип этического учения – принцип нравственности.

Благоговение перед жизнью— принцип индивидуально ответственного поведения, в нем самоотречение мотивировано благоговением перед собственной жизнью.

великий русский писатель и педагог

Открыл Яснополянскую школу (которая существовала 18 мес),

Теория «свободного воспитания»,

Педагогика творческой личности.

Русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания

«Проблемы космического воспитания»,

«Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка».

руководил «Домом свободного ребенка» (1906— 1909)

Соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики (предполагает развитие сознания и формирование нового мировоззрения).

Станислав Теофилович Шацкий

« Школа для детей или дети для школы»

Совместно с коллегами и с помощью рабочих, впервые в России создает детский клуб и летнюю детскую колонию в Щелково. Организовал летнюю, колонию для детей и подростков «Бодрая жизнь».

Но все же основное свое творчество он вложил в «Первую опытную станцию»

Участвовал в работе Главного ученого совета по созданию новых школьных программ, был членом Наркомпроса, а в 1932 г. руководил центральной экспериментально-педагогической лабораторией и одновременно Московской консерваторией, где впервые создал кафедру педагогики.

В основу деятельности «Станции» был положен основной принцип советской педагогики 1920-х гг. — связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Все осуществлялось под лозунгом : «Жизнь должна быть деятельной». Воспитанники «Станции» даже оказывали экономическую помощь населению, участвовали, в электрификации и радиофикации сел, домов, ставили агрономические опыты, участвовали в субботниках. Особое внимание уделялось эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества. Высказав идею, что педагогика — это синтез науки и искусства, воплощал ее в действительность.

теоретик педагогики советского периода

Основные произведения: «Трудовая школа», «Трудные школьники», «Очерки детской сексуальности».

На идею реформы педагогической науки вывел анализ состояния школы в начале 20 в., которую он назвал «монастырем» и «казармой», а затем события 1917 г. В них Он увидел возможность коренным образец изменить состояние педагогики и создать новую школу, стал одним из ее организаторов и теоретиков. Главным здесь считал укрепление связи педагогики с психологией, предложив генетический или исторический принцип как основу педагогических исследований.

Связывая теорию с практикой, выступал за школу не профессиональную, но политехническую, дающую всестороннее образование, осуществляющую соединение обучения с производительным трудом. Участвовал в разработке программ, определив требования к содержанию образования: правильное соотношение науки и школьного предмета, связь с жизнью, учет индивидуальных и возрастных особенностей и дань времени — идейность .

Антон Семенович Макаренко

Педагог — новатор и писатель

Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.

«Цель воспитания». «Что значит воспитывать ребенка». «Коммунистическое воспитание». «Методика организации воспитательного процесса».

В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия».

русский и советский психолог и педагог

В 1920 г. создает «Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского» (ШКИД — дети запущенные, беспризорники)

« От принудительности к добровольчеству».

Внесший существенный вклад в теорию и практику воспитания трудных детей

Василий Александрович Сухомлинский

Педагог- гуманист, ученый, писатель

Гуманистическая сущность позиции:

«Разговор с молодым директором школы»,

Состоял в движении учителей новаторов, зарождение педагогики сотрудничества.

Использовал уроки на природе, ввел обучение детей с шестилетнего возраста, был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребенку

видный деятель просвещения в России

Главный труд — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества».

Организатор воспитательных домов, Смольного института благородных девиц.

Стремился создать «новую породу людей», способных гуманно обращаться с крестьянами.

Основные работы: «Русский букварь», «Мир в рассказах для детей».

Сторонник биологизации воспитания и обучения. Трактовал педагогику как спонтанный, биологически предопределенный процесс. Вслед за К.Д. Ушинским сделал много для развития теории начального обучения.

православный педагог, психолог, богослов, философ.

Основные работы: «Проблема воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика и психология» и др.

Признавал право ребенка на свой путь развития, принцип индивидуальности и эсхатологическую перспективу в воспитании. Выступал сторонником свободного воспитания.

советский политический деятель, педагог, организатор образования.

Основные работы: «Народное образование и демократия», «Политехническая школа и пионерорганизация», «К вопросу о свободной школе» и др.

Разрабатывала вопросы дидактики, политехнического и трудового воспитания и образования, пионерского движения и самоуправления школьников.

видный советский педагог-новатор,

Основные произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей»

Руководитель учреждений для беспризорных детей (колония им. А.М. Горького, коммуна им. Ф.Э. Дзержинского). Являлся одним из теоретиков коллективного воспитания.

немецкий педагог и психолог

Основные работы: «Лекции по экспериментальной педагогике», «Экономия и техника памяти» и др.

Основатель экспериментальной педагогики, один из первых авторов работ, посвященных психологии ребенка.

великий русский хирург, попечитель Одесского и Киевского учебных округов, педагог.

Основные педагогические работы: «Вопросы жизни», «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?»

Защищал общечеловеческий характер воспитания; предложил проект бессословной системы образования.

Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и др.

Один из основоположников русской педагогической науки и народной школы . Выдвинул требования демократизации народного образования, идею народности воспитания, воспитывающего обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте. Одним из первых разработал основы педагогической антропологии.

Основной труд — «Педагогические инварианты».

Разработал педагогическую технологию, состоявшую из разных по функциям элементов: типографии, самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек персональной работы.

немецкий педагог, руководитель учительской семинарии в Готе.

Основной труд — «История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов».

Выдвинул мысль, что основой педагогики должна быть антропология

антрополог, психолог и педагог «Семейное воспитание ребенка и его значение»

Он был организатором широкого педагогического движения за введение теории физического воспитания в школах и детских учреждениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- сказка в 1-ом классе. Учащиеся знакомятся с переместительным свойством сложения.

Карточки на таблицы сложения в пределах 20, и таблица умножния. Подойдёт на уроки обобщения конец 1 класса, 2класс.

Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему: «М.И.Глинка — основоположник русской классической музыки».

Проект по педагогике на тему: «Общее представдление педагогики как науки».

Педагогическая система Марии Монтессори располагает значительным резервом в организации образования детей и подростков. Она основана на гуманном отношении к детям, воспитании свободной личности в спец.

Методические рекомендации по формированию хронологических знаний и умений школьников на уроках истории в начальной школе в рамках изучения окружающего мира (4-е классы.).

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/06/khronologicheskaya-tablitsa


Adblock
detector