Фрэнсис бэкон его вклад в науку



Вклад Ф. Бэкона в философию и науку Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Цель данной работы – раскрытие научных и философских учений Нового времени Ф. Бэкона.
Задачи работы:
Выделить основные идеи философии Ф. Бэкона
Понять позицию философа в отношении философии и науки
Оценить вклад Ф. Бэкона в современную науку и философию

Содержание работы

1. Введение 3
2. Фрэнсис Бэкон – основоположник английской философии 4
3. Позиция Бэкона в отношении философии и науки 4
4. Эмпиризм Бэкона 5
5. Теория «идолов» разума 8
5.1. Идолы рода 8
5.2. Идолы пещеры 10
5.3. Идолы площади или рынка 10
5.4. Идолы театра 12
5.5. Сущность «идолов» разума 12
3. Заключение 14
4. Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Ф.Бэкон.docx

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет

На тему «Вклад Ф. Бэкона в философию и науку Нового времени»

2. Фрэнсис Бэкон – основоположник английской философии 4

3. Позиция Бэкона в отношении философии и науки 4

5. Теория «идолов» разума 8

5.1. Идолы рода 8

5.2. Идолы пещеры 10

5.3. Идолы площади или рынка 10

5.4. Идолы театра 12

5.5. Сущность «идолов» разума 12

Введение

Новое Время (XVI-XVII вв.) — период в культурном и идейном развитии стран Европы, обозначивший крупные перемены в жизни людей. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс развития капиталистических отношений, происходило образование крупных национальных государств, формировались новые классы. В эту эпоху возник новый тип культуры, поставивший в центр своих интересов человека и окружающий мир. Человек Нового Времени был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению.

Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли того времени, стала научная революция.

Известно, что до XVIII в. техника развивалась в основном без научной методологии, и изобретатели продолжали искать «вечный двигатель», алхимики верили в таинственное превращение металлов. Вместе с тем, начиная с эпохи Возрождения, все сильнее проявляются новые моменты в развитии техники, обусловленные потребностями практики и соответствующим усилением процесса освоения научных знаний. Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий.

Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф. Бэконом — первым философом экспериментальной науки, величайшим исследователем природы Нового Времени. В своих трудах Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, а также предложил реформу научного метода — очищение человеческого разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основой которой являются наблюдение, анализ и эксперимент. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма — одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Цель данной работы – раскрытие научных и философских учений Нового времени Ф. Бэкона.

  • Выделить основные идеи философии Ф. Бэкона
  • Понять позицию философа в отношении философии и науки
  • Оценить вклад Ф. Бэкона в современную науку и философию

2. Фрэнсис Бэкон – основоположник английской философии

Фрэнсис Бэкон – основоположник английской философии, выдающийся философ Нового времени. Являясь человеком прогрессивных взглядов и относясь к видным деятелям позднего Ренессанса, Ф. Бэкон вместе с тем утвердил себя и в качестве «зачинателя» философской мысли Нового времени. Он выработал и обосновал важнейшие теоретические принципы. Они придали философской мысли Нового времени специфический, неповторимый характер.

Фрэнсис Бэкон – родоначальник английского эмпиризма. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод.

3. Позиция Бэкона в отношении философии и науки

Бэкона часто характеризуют как последнего философа Возрождения и первого философа Нового времени. И это соответствует действительности, поскольку, подобно многим деятелям Возрождения, он сочетал в своей личности страсть к обогащению со страстью к постижению истины.

В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени. Как и большинство мыслителей его эпохи, Бэкон, считая создание нового метода научного познания задачей философии, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой.

Бэкон стремился привести «границы умственного мира» в соответствие со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки «великого восстановления наук», которую изложил в трактатах: «О достоинстве и приумножении наук» (самом большом своем произведении), «Новом Органоне» (его главном произведении) и других работах по «естественной истории», рассматривающих отдельные явления и процессы природы.

Бэкон первым перенес идеи физики, механики и метафизики из естествознания в философию. Универсальным способом познания мира для Бэкона становится комбинаторика и математика. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер. С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину «естественной» философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного времяпрепровождения в глазах многих людей постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.

Позиция Бэкона в отношении философии заключается в том, что философия должна быть наукой не об абстрактных категориях, а о реальном мире.

Главная задача науки и философии по Бэкону — это изучение природы. Технический и экономический прогресс Бэкон справедливо связывал с развитием науки и научно-техническим прогрессом. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание-сила». В науке «речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом или размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей» [Бэкон Ф. //Сочинения в 2-х т. – Т. 1. — М., 1971. — с. 83.]

Эмпиризм Бэкона

Бэкон категорически отрицал агностицизм, что было характерно для его эпохи. Наука стремительно развивалась, и казалось, что человеческому знанию нет пределов. Познание мира является важным фактором превосходства человека над природой и окружающим миром. Бэкон развивает эмпиризм как форму познания. Можно сказать, что Бэкон является прямым теоретиком эмпиризма. В опыте он видел источник знаний. Процесс познания — это отражение внешнего мира в сознании человека. При этом Бэкон был не просто эмпириком, а рациональным эмпириком. Он постулировал единство рационального и чувственного познания. Эмпириков он сравнивал с муравьями, которые собирают и пользуются собранными данными. Рационалистов он сравнивал с пауками, которые выдавливали истину из самих себя. Бэкон считал, что надо быть мыслящим эмпириком.

Наиболее значительная проблема из тех, что дают основание для выделения философии Нового времени в отдельный период развития философской мысли, – это, конечно же, разработка нового метода познания. Им стал экспериментально-индуктивный метод. Четкое обоснование его первостепенного значения для научного и философского познания является, можно без преувеличения сказать, величайшим достижением Фрэнсиса Бэкона.

Теория индукции Ф. Бэкона обосновывает огромное значение для науки и философии непрерывного сбора частных экспериментально проверенных фактов об отдельных предметах и мире в целом и обобщения полученных результатов. Так, от частного к все более общему должна в идеале двигаться мысль познающего. Чтобы сделать правильные выводы о мире, его сначала необходимо «рассечь» и «анатомировать». Следует изучать «простые природы», то есть наиболее общие свойства природных объектов. К ним относятся плотность, теплота, холод, тяжесть, легкость, протяженность и др. Они являются предварительной стадией сбора информации об объектах, на которую потом будет опираться индуктивный вывод.

Индукция — это такой метод познания, когда мысль исследователя движется от отдельного, частного к всеобщему, выявляя при этом закономерности в существовании явлений. Индукция должна быть приоритетной в научном познании и философии. Опыт, эксперимент должны помочь в преодолении несовершенства умозрительной формально-логической, аристотелевско-схоластической традиции получения знания.

Следующим важным шагом к разработке собственного экспериментально–индуктивного метода стала критика аристотелевского силлогизма, которая связана у него с критикой дедукции. Силлогизм, или умозаключение, есть формально-логический прием. Он формируется из предложений – двух посылок и вывода. Предложения, в свою очередь, формируются из слов, понятий. Однако сами понятия могут формироваться поспешно, необоснованно. Основанные на них посылки могут привести к ложному выводу. Схоластика средневековья спекулировала самыми широкими понятиями и нередко оказывалась далека от установления реального содержания понятий. Дедукция, как путь движения мысли исследователя от общего к частному, опирается на общие понятия и хороша там, где, например, делается частный вывод из хорошо изученной сферы знания. Для познания же природы как таковой, которая в целом еще очень несовершенно исследована, дедукция одна сама по себе не пригодна, она не даст истинного знания.

Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона можно открывать новые истины, а не топтаться на месте.

Хотя проблема индукции ставилась и раньше предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенное в то время он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукция, дающую новые выводы, получаемые не только на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым инстанциям по Бэкону, — главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод Бекона в качестве необходимых этапов входят сбор фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней. Если — возьмем любимый Бэконом пример — кто-то хочет найти формулу тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует, наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно — по мысли Бэкона — движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ.

В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После этого можно перейти к решающему эксперименту.

Экспериментально-индуктивный метод, обоснованный Ф. Бэконом в качестве фундаментального для научного и философского познания, обессмертил его имя в веках. Для Ф. Бэкона обращение к теории индукции, к экспериментально-индуктивному методу было закономерным, так как под влиянием развития опытного, основанного на математических доказательствах естествознания он стремился по аналогии с наукой разрабатывать чисто философские проблемы, прежде всего связанные с метафизикой. Ввиду этого метафизика, фундаментальное основание философских систем, не есть у Ф. Бэкона строгое умозрительное построение, выполненное с целью разрешения чисто абстрактных, «предельных» проблем существования мира. Его метафизика ориентирована на вопросы познания живой природы, она увязана с природой («фюзис», физикой). В этой связи особо значимым для Ф. Бэкона стал вопрос о методе познания уже не столько абстрактных, сколько конкретно существующих, объективных истин. Этой фундаментальной гносеологической проблеме посвящен самый известный труд Ф. Бэкона «Новый органон».

Источник статьи: http://www.yaneuch.ru/cat_10/vklad-f-bjekona-v-filosofiju/346783.2515569.page1.html


Adblock
detector