Функционирование системы страхования вкладов в банках российской федерации



Система страхования вкладов в Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития

Дата публикации: 22.04.2018 2018-04-22

Статья просмотрена: 4193 раза

Библиографическое описание:

Гурулёва, О. С. Система страхования вкладов в Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития / О. С. Гурулёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49648/ (дата обращения: 16.02.2021).

В статье рассмотрены основы системы страхования вкладов в Российской Федерации, формирование фонда обязательного страхования вкладов, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов.

Ключевые слова: система страхования вкладов, принципы, фонд обязательного страхования вкладов, проблемы и перспективы развития.

The article considers the fundamentals of the deposit insurance system in the Russian Federation, the formation of the mandatory deposit insurance fund, as well as the problems and prospects for the development of the deposit insurance system.

Keywords: deposit insurance system, principles, mandatory deposit insurance fund, problems and prospects of development.

В последние годы, особенно когда в мире начали нарастать кризисные явления, значительно увеличился интерес к системам страхования депозитов, и существенно возросла их роль как одного из важнейших современных механизмов поддержания стабильности национальных финансовых систем и укрепления доверия населения к банкам. В условиях финансово-экономического кризиса вопрос об участии государства в экономических отношениях и о правовых формах такого участия приобретает особую актуальность [7, С.2]. Увеличение размера гарантий по вкладам стало одной из первоочередных мер, которые были предприняты правительствами разных стран с целью сдерживания финансового кризиса. Причем, что следует особо отметить, о создании систем страхования депозитов начали говорить и те страны, которые еще до недавнего времени выступали принципиальными противниками этого механизма.

По данным Международной ассоциации страховщиков депозитов в ее состав входит 82 члена, в т. ч. Российская Федерация [6]. При этом если раньше процесс появления новых систем четко коррелировал с возникновением финансовых кризисов или их угрозы в тех или иных странах, то в последнее десятилетие он стал носить непрерывный характер — ежегодно несколько стран в разных регионах мира вводили такие системы, не дожидаясь ситуаций реального обострения обстановки на национальном финансовом рынке.

Характеризуя созданную в нашей стране систему страхования вкладов с учетом накопленного мирового опыта, следует сказать, что она в целом соответствует передовой международной практике.

В правовом регулировании важное значение занимает Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ, устанавливающий правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов населения в коммерческих банках России, компетенцию, порядок образования и работы организации, которая осуществляет функции по обязательному страхованию вкладов физических лиц (Агентство по страхованию вкладов — АСВ), порядок выплаты страхового возмещения по вкладам, устанавливает отношения между коммерческими банками, АСВ, Банком России и органами исполнительной власти РФ в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов населения в коммерческих банках. Его задачами выступает защита прав и законных интересов вкладчиков коммерческих банков России, укрепление доверия в целом к банковской системе России и стимулирование привлечения сбережений физических лиц в банковскую систему [2, С.170].

Федеральный закон устанавливает отношения по формированию и функционированию системы страхования вкладов (ССВ), созданию и использованию ее денежного фонда, выплатам страхового возмещения по вкладам населения при наступлении страховых случаев, а также отношения, которые возникают в процессе осуществления государственного контроля за работой ССВ, и иные отношения, которые возникают в данной сфере.

В соответствии с целями данного закона формируются особенности правового статуса участников ССВ и определения значимых условий обязательного страхования вкладов, страхового случая, уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов.

Основными принципами ССВ выступают:

– обязательность участия коммерческих банков в ССВ;

– уменьшение рисков наступления отрицательных последствий для вкладчиков в случае неисполнения коммерческими банками своих обязательств;

– прозрачность деятельности ССВ;

– накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов коммерческих банков — участников ССВ [1, Ст. 3].

Участниками системы страхования вкладов (ССВ) являются:

– вкладчики, которые признаются выгодоприобретателями;

– коммерческие банки, участники ССВ, которые признаются страхователями;

– Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое признается страховщиком;

– Центральный Банк РФ при осуществлении им функций в сфере ССВ [1,Ст. 4].

Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. Важно понимать, что не все средства, размещенные в банках, подпадают под действие системы страхования вкладов. Во-первых, есть ограничение по сумме. Возмещение производится в 100 % размере, но не более 1 400 000 рублей. В эту сумму входят и начисленные до наступления страхового случая проценты по вкладу. При наличии в одном банке нескольких вкладов возмещение выплачивается также в размере не более 1 400 000 рублей в общей сумме. Если вклады размещены в разных банках, то страховая сумма будет выплачена по каждому из них отдельно. Если же у вкладчика были какие-то обязательств перед банком, например кредит, то размер будет уменьшен на величину встречных требований.

Страховое возмещение вкладчикам банков Российской Федерации при наступлении страхового случая производится из фонда обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Как подчеркивает М. В. Комиссарова, «создание специального фонда обязательного страхования вкладов преследует цели обеспечения достаточности и гарантированности компенсации вкладов» [4, С.3].

К источникам формирования ФОСВ законодатель относит: страховые взносы банков; пени за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов; денежные средства и иное имущество, которые получены от удовлетворения прав требования АСВ, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам; средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных комментируемым Законом; доходы от инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов; первоначальный имущественный взнос в размере 2 млрд. рублей; иные источники, предусмотренные либо не запрещенные законодательством Российской Федерации [1, Ст. 34]. При этом эти средства сразу же становятся государственной собственностью и не могут подлежать изъятию. Их выплата происходит только при возникновении страхового случая.

В 2015 году Банком России АСВ предоставлен кредит без обеспечения на срок до пяти лет. Целью данного договора является поддержание финансовой устойчивости ФОСВ. Общий объем кредитования АСВ Банком России по состоянию на конец 2017 года составил 821 млрд руб. при одобренном Банком России лимите в размере 1 030 млрд руб.

Согласно Годовому отчету Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» за 2017 год, «в течение 2017 года на счета Фонда поступило 483,4 млрд руб., в том числе: 293 млрд руб. заемных средств, полученных от Банка России; 127,7 млрд руб. страховых взносов банков — участников ССВ; 61,6 млрд руб. — средств из конкурсной массы ликвидируемых банков в погашение требований по ранее выплаченному страховому возмещению; 1,1 млрд руб. — прочих поступлений (поступления средств в рамках передачи имущества и обязательств финансовых организаций и др.).

Платежи со счетов Фонда за 2017 год составили 483,2 млрд руб., в том числе: 438,9 млрд руб. — на выплату возмещения по вкладам; 8,2 млрд руб. — на агентское вознаграждение; 17,1 млрд руб. — на возврат заемных средств, полученных от Банка России; 2,1 млрд руб. — на финансирование деятельности Автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков» (включая компенсационные выплаты вкладчикам украинских банков, прекративших свою деятельность на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополь); 16,9 млрд руб. — на инвестирование временно свободных денежных средств Фонда в доходные финансовые активы. Остаток средств на счетах Фонда по состоянию на 01 января 2018 года составил 44,4 млрд руб.» [5].

Проблемы системы страхования вкладов РФ:

В современных условиях действия Центрального Банка РФ, которые направлены на «оздоровление» банковского сектора, приводят к росту страховых случаев. Количество банков, у которых Банк России отзывает лицензии, постоянно растет. Процесс формирования фонда требует времени, в то время как Банк России осуществляет активную политику по отзыву лицензий. В настоящее время решением данной проблемы выступает один путь — кредитование Банком России АСВ на особенных условиях.

Также проблемой является то, что не все коммерческие банки входят в систему страхования вкладов, тем самым у вкладчиков появляются риски по невозврату денежных средств при возникновении страхового случая.

В настоящее время возникает большое количество проблем, которые связаны с мошенничеством в сфере страхования вкладов: дробление вкладов, искусственное формирование вкладов с целью неправомерного получения страхового возмещения (фиктивные вклады).

В России отсутствует страхование депозитов юридических лиц, что приводит к значительным потерям денежных средств корпоративного сектора. Указанную проблему можно решить несколькими путями: введение обязательного страхования депозитов корпоративного сектора в определенных пределах (аналогично страхованию вкладов физических лиц) и развитие добровольного страхования депозитов корпоративного сектора.

В рамках общей финансовой неграмотности населения в Российской Федерации существует и проблема неграмотности граждан в области страхования, в том числе страхования вкладов.

За высокими процентными ставками, которые привлекают вкладчиков, зачастую скрываются риски, которые связаны с финансовой неустойчивостью, а впоследствии предстоящим банкротством коммерческого банка. Клиенты мало осведомлены о реальном финансовом положении кредитных организаций.

Можно выделить следующие перспективы развития системы страхования вкладов РФ:

– добровольное страхование депозитов корпоративного сектора может стать востребованным, в случае если страховщики будут разрабатывать выгодные условия и адекватные тарифы на данные услуги;

– дальнейшее развитие такой функции АСВ как финансовое оздоровление коммерческих банков поспособствует улучшению ситуации в проблемных банках еще до того, как она станет необратимой и повлечет за собой выплату возмещений вкладчикам из фонда;

– добровольное страхование вкладов физических лиц (сумма превышения над суммой, подлежащей обязательному страхованию вкладов) позволит физическим лицам держать временно свободные средства в одном банке во вкладе размером более 1,4 млн. руб.;

– повышение финансового образования граждан путем обучения, информирования широких слоев населения в области банковского обслуживания физических лиц, в частности относительно страхования вкладов;

– совершенствование правовой системы страхования вкладов и составление плана действий на случай кризиса всей банковской системы предполагает дальнейшее развитие политического и законодательного базиса для обязательной и структурированной системы страхования вкладов.

В целом установленный режим страхования вкладов характеризуется как положительное новшество, обеспечивающее стабильность и устойчивость российской банковской системы. Восстанавливается доверие вкладчиков, которые теперь имеют обеспеченную государством уверенность в том, что в случае банкротства кредитной организации они получат возмещение вложенных денежных средств. Увеличивается приток вкладов в частные банки, увеличиваются масштабы финансового посредничества банковской системы страны. Дополнительные плюсы это несет и для кредитных организаций: усиливается социальная ответственность банков, заключающаяся в обеспечении сохранности сбережений граждан. Помимо прочего, система является своеобразным механизмом обеспечения собственной безопасности и понижения уровня рисков.

Источник статьи: http://moluch.ru/archive/202/49648/


Adblock
detector