Художник репин вклад в культуру россии



Репин вклад в культуру кратко

Илья Репин вклад в культуру страны сделал огромный. Он вошел в историю живописи.

Репин вклад в культуру крато

Репин проявил себя как живописец, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист . Илья Репин создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты , пейзажи; оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы; в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы

Репин был признан одним из ярчайших представителей русского реализма.

Напоминая о значении Репина для русской культуры, Корней Чуковский перечисляет вклад художника в различные отрасли науки и искусства:

Русскую музыку Репин прославил своими портретами Глинки, Мусоргского, Бородина, Глазунова… Русскую литературу — портретами Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, Писемского, Гаршина, Фета, Стасова… Русская живопись представлена целой галереей портретов: Суриков, Шишкин, Крамской, Васнецов, Куинджи… Русскую науку прославил он портретами Сеченова, Менделеева, Павлова, Тарханова, Бехтерева.

Самые популярные картины Репина:

  • Запорожцы пишут письмо турецкому султану
  • Иван Грозный и сын его Иван (Иван Грозный убивает своего сына)
  • Заседание Государственного Совета
  • Бурлаки на Волге
  • Садко
  • Летний пейзаж
  • Царевна Софья в Новодевичьем монастыре
  • Крестный ход в Курской губернии
  • Манифестация
  • Не ждали
  • Абрамцево
  • Воскрешение дочери Иаира
  • Арест пропагандиста
  • Прием волостных старшин императором Александром 3
  • Проводы новобранца
  • Лев Толстой босиком
  • М.И. Глинка пишет оперу «Руслан и Людмила»
  • Портрет В.В. Стасова
  • Осенний букет (портрет дочери)
  • Портрет В.И. Боткиной
  • Портрет Менделеева
  • Портрет композитора Мусоргского
  • Портрет П.М. Третьякова
  • Мужичок из робких
  • Портрет императора Николая 2
  • Макар Симак (пластун)
  • Пушкин читает свою поэму…
  • Heгpитянка
  • Портрет невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева

Источник статьи: http://kratkoe.com/repin-vklad-v-kulturu-kratko/

Илья Репин

И лья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов — в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен — на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, — купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей».

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым, закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III — цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года.

Куоккалла — родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Все эти годы Наталья Нордман собирала газетные вырезки — все, в которых упоминался ее муж. А Репин начал писать мемуары.

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось, и он решил «родные Пенаты» не покидать. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.

Источник статьи: http://www.culture.ru/persons/8244/ilya-repin

Илья Репин: биография, творчество, исторические образы России в картинах художника-реалиста

Илья Ефимович Репин (Ilya Yefimovich Repin; родился 24 июля 1844 года — умер 29 сентября 1930 года) был великим русским художником-реалистом XIX столетия, мастером исторической и жанровой живописи, выдающимся портретистом, глубоким психологом и человеком, неравнодушным к судьбе России. Илья Репин обладал удивительным талантом превращать бытовые сцены в эпические, видеть в частном — общее, историческое, философское. Ещё одним даром живописца было умение показать героев с глубокой индивидуальностью. Картины Репина — вершина реалистического стиля, но в творчестве мастера было место и яркой художественной фантазии, которая позволяла ему создавать красочные срезы исторических эпох.

Илья Репин входил в Товарищество передвижников, и, разделяя его ценности, немало работ посвятил народу. Мастера называли энциклопедистом пореформенной России. Визитной карточкой художника стали «Бурлаки на Волге», в которой Илья Ефимович поднял бытовой сюжет на уровень социально-философского.

Илья Репин оставил потомкам свыше пятисот произведений (включая рисунки, наброски, эскизы). Практически все его значимые произведения находятся в крупных музеях, включая Третьяковскую галерею, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей в США.

Биография Ильи Репина

Илья Репин появился на свет 24 июля 1844 года в Харьковской губернии Российской империи, в небольшом городке Чугуеве. Он происходил из казацкого рода и впоследствии отдал дань предкам в одном из своих шедевров — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В одиннадцать лет мальчика, проявлявшего художественные способности, отдали в школу топографов, затем — в иконописную мастерскую. Когда юноша работал там, он узнал о земляке, сумевшем окончить столичную Академию художеств и даже получить там золотую медаль. Молодой художник тоже решил отправиться в столицу и, работая в иконописной артели, копил деньги, — чтобы воплотить мечту.

В 1863 году Репин приехал в Санкт-Петербург, но в Академию его не приняли: недоставало мастерства. Молодой человек начал учиться в вечерней рисовальной школе, и через некоторое время добился права посещать Академию как вольнослушатель. Это были годы, полные лишений: начинающий живописец жил в мансарде, сильно экономил, подрабатывал.

Упорство принесло свои плоды: Академия отметила творчество студента тремя медалями — серебряной, малой золотой и большой золотой. Главную награду юноша получил за «Воскрешение дочери Иаира».

Слава пришла к Илье Репину рано: ему не было и тридцати лет, когда прогремели его «Бурлаки на Волге». Шедевр заметили не только в России, но и в Европе.

В 1878 году мастер вошёл в Товарищество передвижников. 1880-е годы стали пиковыми для его творческой карьеры. В 1890-х художник сблизился с «Миром искусства», но через некоторое время их пути разошлись и Репин принялся полемизировать с декадентами.

Большой вклад в развитие отечественной живописи Илья Ефимович внёс в качестве педагога. Став профессором и членом Академии художеств, он в 1894-1907 годах учил молодёжь. Одно из его главных наставлений звучало так: «Чувство меры! Чувство меры!»

Самым выдающимся учеником мастера был Валентин Серов, которого Репин подготовил к поступлению в Академию. В отрочестве Серов жил в доме Ильи Репина и практически входил в его семейный круг.

После Октябрьской революции живописец оказался за пределами новой, социалистической России — в финской Куоккале. Несмотря на предложения советского правительства вернуться в СССР, он так и не решился на этот шаг.

29 сентября 1930 года жизненный путь художника завершился. В 1948 году Куоккала, вошедшая по итогам Второй мировой войны в состав СССР, была переименована в Репино.

Известные картины Ильи Репина

Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:

  • «Бурлаки на Волге» (1872-1873) — самое известное произведение Репина, в которой он не просто реалистично изобразил тяготы простого народа, но и поставил философский вопрос о судьбах России. Обратите внимание на буксир на заднем плане — это символ прогресса, который далёк от тех, кто тянет лямку на берегу. Картину сравнивали с адом Данте, она вызвала сенсацию в стране и за рубежом. Это один из немногих примеров в живописи, когда жанровая сцена стала монументальной.
  • «Садко» (1876) — красочная работа, переносящая зрителя в волшебный мир русских сказок. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика.
  • «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) — исторический портрет, передающий непростой характер сестры Петра I. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной.
  • «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881). На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога.
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1883) — ещё одна монументальная работа, в которой отражен народный быт. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой.
  • «Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2018 годах.
  • «Не ждали» (1888) — передвижническая работа из «народовольческой серии» Репина. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст.
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога. Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми.
  • «Какой простор!» (1903). Импрессионистское произведение, наполненное эмоциями людей и стихии.

Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.

Источник статьи: http://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/ilya-repin-tvorchestvo-i-kartiny


Adblock
detector