Щерба и его вклад в психолингвистику



Лев Щерба: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

Львом Владимировичем Щербой основана Петербургская фонологическая школа. Каждому ученому-филологу известно имя выдающегося лингвиста. Его интересовало изучение не только русского, но многих других языков, их взаимоотношения. Творчество Щербы активизировало развитие отечественной лингвистики.

Начало деятельности

Биография Щербы началась в городе Игумен Минской области в 1880 году. Ребенок появился на свет 20 февраля (3 марта). Детство и юность мальчика прошли в Киеве. После успешного окончания гимназии в 1898 году выпускник поступил в университет. Для получения образования студент выбрал естественный факультет.

На следующий год юноша перевелся в университет Санкт-Петербурга, выбрав в вузе историко-филологическое отделение. После профессора Бодуэна-де-Куртенэ, Щерба приступил к занятиям под его руководством. Став старшекурсником, он представил сочинение под названием «Психический элемент в фонетике», получившее золотую медаль.

В 1903, после завершения учебы, наставник рекомендовал талантливого ученика для научной работы в университете. Льва Владимировича направили в 1906 за границу. Изучение им тосканских диалектов продлилось целый год. В 1907 после пребывания в Италии молодой человек отправился в Париж. Он изучал произношение, самостоятельно трудился над экспериментальным материалом.

Осенние каникулы 1907-1908 студент провел в Германии за изучением особенностей лужицкого языка. Собранные данные, ранее вышедшие отдельным изданием, легли в основу докторской диссертации. Завершение командировки прошло Праге за изучением чешского.

Научная деятельность

После возвращения на родину Щерба приступил к работе в основанном при университете в 1899 кабинете экспериментальной фонетики. Молодой ученый регулярно пополнял библиотеку, разработал и использовал на практике специальную аппаратуру. С 1910 лингвист организовывал занятия по языкознанию.

В начале двадцатых годов ученым был создан проект будущего Лингвистического института. Лев Владимирович понимал, что фонетика тесно связана со многими дисциплинами, в числе которых неврология, физика, психиатрия. Более трех десятков лет под его руководством проводились работы по изучению языков народностей Советского Союза.

Весьма плодотворным выдался период с 1909 до 1916. Ученый написал две книги, стал магистром, а затем доктором. Лев Владимирович занимался сравнительной грамматикой индоевропейских языков, постоянно обновляя курсы. Ставший доктором филологических наук ученый возглавил в 1914 студенческий кружок, изучавший живой русский язык.

Ученый работал над изменением методики преподавания, пытался поднять, преобразовывая в соответствии с последними достижениями науки. Он наладил личную жизнь. Женой Щербы стала Татьяна Генриховна Тидеман. В семье родились двое детей, сыновья Дмитрий и Михаил. В двадцатых годах Лев Владимирович начал работу в Институте живого слова.

В 1929 он организовал семинар по экспериментальной фонетике. В 1930 советский лингвист выступил с авторскими лекциями. Активно общался Щерба с артистическим миром. В 20-30-х годах лаборатория ученого превратилась в научно-исследовательское учреждение. Пополнялся штат ее постоянных сотрудников, улучшалось оборудование, постепенно расширялся и круг работ, приезжали специалисты со всей страны.

Фонетический метод

Главным направлением была выбрана разработка фонетического метода преподавания иностранного языка и его внедрение. Особого внимания ученого удостаивались правильность и чистота методики. Все ее проявления научно обосновывались для сознательного усвоения их учащимися.

Немаловажную роль отдавал лингвист прослушиванию пластинок с записанными на них иностранными текстами. В идеале все предлагаемое исследователем обучение строилось на предлагаемой основе. Главным стал подбор определенной системы речевого материала. Звуковая сторона речи всегда занимала ученого. Он считал, что крайне важны и произношение, и интонация. Это входило в лингвистическую концепцию Щербы.

В 1924 лингвист стал членкором Всесоюзной Академии наук. Он приступил к работе в Словарной комиссии. В задачи этого подразделения входила подготовка и реализация издания словаря русского языка. Лев Владимирович предложил свои идеи по лексикографии. В 1930 ученый принял участие в составлении русско-французского словаря.

Академиком разработана теория дифференциальной лексикографии. В кратком виде результат десятилетней работы лингвиста изложен в предисловии ко второму изданию труда. Принципы разработки и ее система стали основой для трудов над остальными словарями.

Подведение итогов

В середине тридцатых Лев Владимирович представил еще одно пособие, названное «Фонетика французского языка». Книга подытожила двадцатилетний исследовательский и педагогический опыт. Построен труд в виде сопоставления русского и французского произношения.

В 1937 Щерба стал во главе языковой кафедры. Он сумел провести реорганизацию деятельности, внедрить авторскую методику чтения и понимания иноязычных текстов, выпущена брошюра «Как надо изучать иностранные языки», объясняющая идеи академика. Не прерывалась академиком научно-исследовательская работа и во время эвакуации. В столицу он возвратился с наработками летом 1943.

Из жизни Лев Владимирович ушел 26 декабря 1944. Он сделал неоценимый вклад в науку.

Его работы актуальны поныне. Они признаны классическими. На трудах знаменитого академика основаны современные фонология, психолингвистика, лексикография и отечественная лингвистика.

Источник статьи: http://www.kakprosto.ru/kak-981284-lev-scherba-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn

Щерба и его вклад в психолингвистику

Л. В. Щерба — известный русский советский языковед, академик. Его учителем был И. А. Бодуэн де Куртенэ, один из самых блестящий филологов XIX-XX вв.

Лев Владимирович Щерба родился 20 февраля (3 марта) 1880 г. в Петербурге. В 1903 г. окончил Петербургский университет.
Л.В. Щерба был основателем фонетической лаборатории в Петербургском университете. В 1916–1941 гг. – профессор Петроградского (Ленинградского) университета, с 1943 г. – академик Академии наук СССР. В последние годы жизни работал в Москве.
В истории лингвистики известен прежде всего как выдающийся специалист по фонетике и фонологии. Развил концепцию фонемы И.А. Бодуэна де Куртенэ и разработал «ленинградскую» фонологическую концепцию, сторонники которой (М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер и др.) совместно образовали Ленинградскую фонологическую школу.

По мнению Щербы, один и тот же язык можно описать как с точки зрения говорящего (подбор языковых средств в зависимости от смысла, который нужно выразить), так и с точки зрения слушающего (разбор данных языковых средств с целью вычленения их смысла). Первое он предложил называть «активной», а второе — «пассивной» грамматиками языка.
Активная грамматика очень удобна для изучения языка, но на практике составление такой грамматики очень сложно, так как исторически языки, изучаемые в первую очередь их носителями, описываются с точки зрения пассивной грамматики.

Л.В. Щерба внёс значительный вклад в общую лингвистику, лексикологию, лексикографию и теорию письма. Выдвинул оригинальную концепцию языка и речи. В отличие от концепции Фердинанда де Соссюра, ввёл разделение не двух, а трёх сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Отказавшись от психологического подхода к языку, ставил вопрос о речевой деятельности, которая позволяла говорящему производить ранее никогда им не слышанные высказывания. В связи с этим рассматривал вопрос об эксперименте в лингвистике.
В области фонологии известен как один из создателей теории фонемы. Первым проанализировал понятие фонемы как словоразличительной и морфеморазличительной единицы.

Круг научных интересов Щербы чрезвычайно широк и разнообразен. Его магистерская диссертация была посвящена описанию восточно-лужицкого наречия (языка одной из малоизученных в тот период славянских народностей, проживавших на территории Германии), к изучению которого он обратился по совету Бодуэна де Куртенэ. В работе Лев Владимирович с большим успехом использовал методы полевой (экспедиционной) лингвистики, что было большой редкостью в то время. Щерба не знал серболужицкого языка, поселился среди лужичан в крестьянском доме, и за две осени (1907-1908) выучил язык и подготовил его описание, которое изложил в монографии «Восточно-лужицкое наречие» (1915).

Большое значение придавал ученый исследованиям живой разговорной звучащей речи. Он широко известен как фонолог и фонетист, основатель Ленинградской (Петербургской) фонетической школы. Он впервые ввел в практику лингвистического исследования экспериментальные методы и получил на их основе блестящие результаты. Наиболее известна его фонетическая работа — «Русские гласные в качественном и количественном отношении» (1912).
Много сделал Щерба для теории и практики лексикографии и лексикологии. Подготовленный под его руководством двуязычный словарь нового типа (объяснительного, или переводного) — «Русско-французский словарь» (1936) — используется в практике преподавания французского языка и для переводов до сих пор.
Его статья «О частях речи в русском языке» (1928) стала существенным вкладом в русскую грамматическую теорию, показала, что же реально скрывается за привычными для нас словами: существительное, глагол, прилагательное и т.д.
Щерба был блестящим педагогом: много лет он проработал в Ленинградском, затем в Московском университетах, подготовил целую плеяду учеников, которые стали выдающимися лингвистами (В. В. Виноградов, Л. Р. Зиндер и др.).

Источник статьи: http://www.sites.google.com/site/stgeneralinguist/uceenye-lingvisty/lev-vladimirovic-serba


Adblock
detector