Софисты и их вклад в культуру



Вклад софистов в культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V — IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это время, — как досократики. Потребность в новом типе знания (а, значит, и философствования) вызвана, прежде всего, существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику, говоря сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого полиса.
Второй этап — приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н.э. — определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Софисты.docx

3. Вклад софистов в культуру……………………………………………………9

6. Список используемой литературы…………………………………………. 17

Греческая античная философия сформировалась в VII — VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии как таковой. Им, однако, нельзя приписывать методологическую последовательность, характерную для греческой философии.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V — IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это время, — как досократики. Потребность в новом типе знания (а, значит, и философствования) вызвана, прежде всего, существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику, говоря сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого полиса.

Второй этап — приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н.э. — определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии. Культурная, научная и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах. И хотя после поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное положение среди греческих городов, однако остаются центром греческой культуры и научной жизни. Укрепление политического влияния Македонии и ее гегемония над греческими городами означали конец классической демократии.

С установлением гегемонии Македонии и с упадком греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV — II в. до н.э.). В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но, прежде всего, они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н.э. — V — VI вв. н.э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в собственном смысле слова. В этот период формируются начала христианской философии, которая уже выходит за рамки тогдашней философской атмосферы.

Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Этот период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства — полисы. Основой политического строительства Афин было полное равенство рабовладельцев перед законом. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать в делах полиса. Это, однако, предполагало владение рядом определенных, специфических знаний. Кроме общего знакомства с историей, культурой и основами хозяйственной жизни, особое значение приобретали знание риторики и определенные философские знания.

Потребности в широком образовании свободных граждан удовлетворялись деятельностью первых профессиональных учителей по общему образованию. Они учили не только риторике, политике и судопроизводству, но и всем другим областям и ответвлениям знаний, которые человек мог практически использовать и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали «мудрым». Сократ с определенной долей иронии говорил об этих учителях, что, уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Отсюда и выводится их название — софисты (софос — мудрый). И.И. Богута (перевод с чеш.). История философии в кратком изложении. М.-Мысль, 1995 г., 590 с.

Софисты — создатели античной риторики.

Гегель говорил о том, что истинное свободное мышление стало возможным лишь в Греции. Поскольку территория Древней Греции представляла собой островки поселений, отгороженных друг от друга лишь невысокими горами и объединяемых общим выходом к морю, то это, с одной стороны, одновременно делало возможным развитие относительно локализованных общественных и культурных отношений, которые отличали данные поселения друг от друга. Некая културно-географическая неоднородность совокупности государств-полисов приводила к тому, что они жили между собой в постоянном соперничестве. Соперничество приобретало не только характер войн, но велось также в экономической, политической, культурной сферах.

В качестве важнейшей предпосылки формирования греческой философии как становления свободного духа древних греков является выработанная ими такая форма политического правления, как демократия, которую Гегель оценивал как художественное произведение в политике. Это была форма эгалитарной демократии лишь по отношению к меньшинству населения, и рабство было условием данной демократии.

И, тем не менее, особенности политического устройства Древней Греции привели к активной политической и культурной жизни, к элементам демократии и публичности в принятии решений, что часто проявлялось в виде открытых споров и дискуссий. Философия принимает диалоговую форму, основанную на столкновении разных точек зрения. А это, в свою очередь, дает начало, с одной стороны, доказательному типу мышления, основанному на разработке разнообразных приемов и типов доказательств, что позже связывается с такой философской дисциплиной, как логика. А с другой — дополняет логическое доказательство психико-эмоциональными приемами воздействия на сознание человека, что приводит к становлению такой дисциплины, как риторика.

Появляются первые профессиональные учителя по общему образованию. Их называли «софисты» (от греч. sophists — искусник, мудрец, лжемудрец). Они учили всем областям знаний, которые человек мог практически использовать. Для софистов характерное перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе. При обучении они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они значительный упор делали на риторику.

Актуальность темы: Риторика зародилась в демократическом государстве. Ее развитие тесно связано с развитием самого общества: любые назревающие проблемы и перемены требуют искусства красноречия, чтобы донести до граждан необходимость этих перемен или предостеречь от них. В России в развитие риторики большой вклад внес М.В. Ломоносов. Но только в демократическом обществе возможна так называемая свобода слова. Депутаты Государственной Думы соревнуются в ораторском искусстве, переходя иногда от слов к рукоприкладству (наверное, для пущей убедительности). А вот с делом слова чаще всего расходятся. Но ведь в этом и есть суть софистики.

Источник статьи: http://www.yaneuch.ru/cat_07/vklad-sofistov-v-kulturu/174465.1979480.page1.html

Вклад софистов в культуру

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

Тему для сегодняшней статьи мне задал один из читателей моего блога, который попросил меня ответить на вопрос: «Каков вклад софистов в культуру»?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо дать определение, что же такое культура и кто такие софисты, дабы придти к пониманию того, что мы говорим об одних и тех же вещах. И если темы софистов я уже касалась на страницах своего блога «Жизнь и философия», то определение понятия культура я еще не рассматривала.

На помощь, как всегда, приходит электронная библиотека, где я нашла учебник по социологии автора Волкова Ю. Он, на мой взгляд, дает наиболее полное и, что самое главное, понятное определение этого понятия.

[quote]Культура, по его мнению, это система ценностей, образцов и норм поведения, определенных жизненных представлений, объективированных в материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.[/quote]

Она включает в себя, как нематериальную культуру (верования, нормы, обычаи, принципы), так и материальную культуру (орудия производства, книги, автомобили, телефоны и т.п.).

Другими словами, культура – это основа, позволяющая выделять человеческое общество из мира животных. Но важно помнить, что каждое конкретное общество исторически создавало и создает свою уникальную культуру.

Такой образ культуры позволяет сделать предположение, что ее важнейшим элементом является мышление, благодаря чему человек, собственно, познает и себя, и окружающий мир.

До установления демократии в Афинах древние мудрецы занимались поиском истины ради самой истины, замыкаясь в кругу небольшого количества лиц, объединенных духовными интересами.

Но во второй половине 5 века до н.э. ситуация кардинально меняется, когда политическая мысль установившегося правления начала находить свое отражение в произведениях софистов.

Причиной тому стал сам политический строй государства, породивший такие выборные органы правления, как суд и народной собрание . Являясь публичными органами, это судебное и законодательное учреждения требовали участия людей, способных произносить речь красиво и убедительно (иначе ораторов).

Софисты же — это философы, которые и обучали граждан государства искусству спора и умению аргументировать свою точку зрения. Обучали, правда, не всех, а только тех, кто способен был заплатить за свое обучение. Но зато и рассматривали они не только технику политической и юридической деятельности, но и вопросы философии. Другими словами, они являлись учителями мудрости, способствующие широкому распространению знаний, но на не безвозмездной основе.

Основная их заслуга в том, как пишет Реале Дж. в своей книге «Западная философия от истоков до наших дней», что эти древние мудрецы совершили подлинную революцию, сместив процесс осмысления с проблематики природы и космоса на проблему человека. Человек, как член общества – основной постулат их учения. И, следовательно, такие предметы, как этика, политика, риторика, искусство, одним словом все то, что мы называем культурой, доминантные темы софистов.

Отдельно можно прочитать о вкладе софистов в развитие риторики, как составной части культуры общества.

Источник статьи: http://rithelp.ru/2012/01/vklad-sofistov-v-kulturu/


Adblock
detector