Сообщение о вклад который внесли в историю представители разных религий



Подготовить сообщение о вкладе, который внесли в историю, культуру, хозяйство нашей страны представители разных религий.

Описание религиозной жизни России, наверное, следует начать с принятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда (и сейчас) занимал видную роль «Дранг Нах Остен» поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т. е. католичество) , то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать.

Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью языческих воззрений, которые включились в православное вероучение. Вместе с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям.

Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига.

Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое время — во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Формирование государственности на Руси шло в направлении к сильной центральной светской власти. Церковь постепенно теряла функции непосредственного управления. Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть успеха не имели. Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса православной церкви как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г.

В XVII веке вновь обостряется борьба «священства» и «царства», но произошедший церковный раскол позволил царской власти взять контроль над церковью под предлогом защиты «правой веры».

При Петре I была создана государственная система управления, упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему государственной политики.

Согласно «Своду законов Российской империи» все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное вероисповедание) , терпимые (староверы, инославные, т. е. христианские неправославные, ислам, иудаизм, буддизм, идолопоклонничество и т. д. ) , и нетерпимые (различные секты) . Запрещенные секты в России (конец 19 века) : молокане, хлысты, духоборцы, жидовствующие, адвентисты 7-го дня и др.

Не исповедывать какое-либо вероучение вообще запрещалось до начала прихода к власти большевиков. Распространение атеистических взглядов подвергалось уголовному преследованию.

Временное правительство, придя к власти, отменило все сословные, религиозные и национальные ограничения.

Православная религия была заменена на коммунистическую. Коммунистическая идеология СССР имела массу признаков религии: своего бога и его сподвижников, мучеников, святых и святыни; рай и ад (на земле) , и другое. И когда несколько лет назад была разрушена вера в В. И. Ленина, т. е. с метафизической точки зрения, Ленин остался без энергетической подпитки, вся советская магическая система рухнула.

В настоящее время по конституции 1993 года (глава 2, статьи 14-19) Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/88257642

Вклад религиозных организаций России в культуру XX века

Религиозная ситуация в России, пути публичного присутствия религии в жизни общества. Клерикализация страны, последствия отделения религиозных объединений от государства. Введение курса по религиозной культуре в школах. Функции религиозных организаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вклад религиозных организаций России в культуру 20 века.

Клерикализация России


Религиозная культура

Религиозная культура в школах

Социально-культурная деятельность религиозных организаций

Функции религиозных организаций.

Вклад религиозных организаций России в культуру XX века

Ссылки на интернет источники

Россия — страна с великими культурными традициями и неисчерпаемым творческим потенциалом многонационального населения. Несомненным достоянием отечественной культуры является богатство памятников религиозной жизни народов России. За многовековую историю были созданы выдающиеся образцы религиозной мысли, художественные и архитектурные произведения, запечатлевшие духовные искания и достижения последователей различных религий, распространённых в нашей стране. Само религиозное многообразие также, несомненно, является свидетельством культурного достоинства России, всегда стремившейся к гармоничному сосуществованию и взаимопониманию людей разных национальностей и вероисповеданий.

В послесоветский период место и роль религии в Российской Федерации существенно изменились. Несмотря на явный упадок, так называемых традиционных религиозных верований и практик, одновременно множатся новые состояния духовной жизни, религиозной и нерелигиозной, в которых индивиды и группы обретают смыслы своего существования и стремятся реализовать свои духовные искания.

Характеризуя религиозную ситуацию в современной России, следует, прежде всего, отметить весомое информационное и институциональное присутствие религии в публичном пространстве. Как известно, в современном мире что-либо существует настолько и так, насколько и как это предъявляется средствами массовой информации. Религия стала устойчивым медийным феноменом, заявленным через телеэкран и Интернет. Россия здесь не исключение. Но для поколений бывших советских людей, до так называемой «перестройки» лет тридцать живших уже не в антирелигиозной, а скорее, в безрелигиозной повседневности, это медийное присутствие рели- гии — ещё полностью не «переваренное» явление, вызывающее очень неоднозначное к себе отношение.

Публичное присутствие религии обнаруживается не только через разного рода СМИ. Уже не диковинка появление на улице и в присутственных местах людей в религиозном облачении; зримо возникают новые храмы; родители школьников определённого возраста теперь ежегодно размышляют о том, что их чадо будет изучать, когда к нему придут ОРКиСЭ. Есть и много других примеров.

Надо полагать, всё это вполне естественно для нынешнего состояния российской жизни, и некоторая озабоченность относится не к самому присутствию религии в публичном пространстве, а к той форсированной реанимации, которая применена в России к религиозному фактору.

Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

Вероисповедные и национальные ограничения, которые были законодательно закреплены в законах Российской империи, были отменены Временным правительством 20 марта 1917 года.

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм.

Клерикализация России

Россия согласно Конституции является советским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной. Доминирующей тенденцией в современной России является клерикализация страны — постепенная реализация модели с господствующей (некоторые утверждают — государственной) религией. На практике в России нет четкой демаркационной линии между государством и религией, за которой кончается государственная жизнь и начинается конфессиональная. Некоторые сторонники православия полагают, что провозглашённое Конституцией отделение религиозных объединений от государства является следствием коммунистических стереотипов в общественном мнении. Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В. Кувакин считает большой исторической ошибкой нынешнего руководства России желание превратить православие в государственную религию, то есть в государственную идеологию, что прямо противоречит Конституции.

Религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения. В российских школах появились учебные предметы «основ религиозных культур», в некоторых государственных вузах существует специальность теология. В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность — военный священник (капеллан). Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики. 7 января (православное Рождество) — официальный нерабочий праздничный день в России.

Религиозная культура — это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять.

Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.

Специализированный уровень религиозной культуры — это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный — мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуререлигия завоевала благодаря особой форме отношения к миру.

Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.

Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент — различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т.п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.

Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют:

§ религиозное сознание — вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим;

§ религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния;

§ религиозные организации — объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир — служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян — рядовых верующих.

Роль религии в культуре

Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции.

Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.

Во-вторых, религия дает нравственные ориентиры для повседневного поведения людей. Формулируя нравственные нормы и ценности («не убий», «не укради» и т.д.), религия возводит их на уровень священных заповедей, от соблюдения которых зависит спасение верующих.

В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость.

Религиозная культура в школах

Введение в программу общеобразовательных государственных школ курса «Основы православной культуры» на факультативной основе началось в отдельных регионах страны в конце 1990-х годов. С 2006 года курс стал обязательным в четырёх областях: Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской. С 2007 года к ним планировалось добавить ещё несколько регионов. Опыт введения курса в Белгородской области подвергался критике и поддержке. Сторонники предмета и представители Русской православной церкви утверждали, что «Основы православной культуры» — курс культурологический, не ставящий своей целью приобщить учеников к религиозной жизни. Они подчёркивали, что знакомство с православной культурой может быть полезно и представителям других вероисповеданий. Противники курса указывали, что в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство должно обеспечивать светский характер образования, что по Конституции все религии равны перед законом и ни одна из них не может устанавливаться в качестве государственной, а также что обязательное изучение подобного предмета нарушает права школьников, принадлежащих к другим вероисповеданиям, и атеистов. религиозный клерикализация школа

С 1 апреля 2010 года Министерство образования и науки Российской Федерации включило в школьную программу предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России, а при успешном течении эксперимента — во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения:

· «Основы православной культуры»

· «Основы исламской культуры»

· «Основы буддийской культуры»

· «Основы иудейской культуры»

· «Основы мировых религиозных культур»

Экспертами был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в российских школах учебников по модулям основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году. Учебники содержат многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно навязывают ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебники несостоятельны в научном плане, в них не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этих учебников и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия.

Социально-культурная деятельность религиозных организаций

С момента своего зарождения религия оказывает формирующее влияние на менталитет общества, и было бы ошибочно сводить ее сущность только к вере в Бога или в другие сверхъестественные силы. Религия на протяжении веков определяет духовную жизнь общества, является регулятором этики и морали, выступает как важнейший компонент социальной структуры. Опираясь на этнокультурные традиции общества, выполняет функцию сакрализации норм поведения, обеспечивая тем самым их устойчивость.

В настоящее время существует достаточно большое количество различных религиозных верований, и их число постоянно увеличивается. Веющее место среди них занимают мировые религии. Макс Вебер под мировыми религиями понимал «свободно от оценочных суждений те пять религиозных обусловленных систем регламентации жизни, число сторонников которых особенно велико: религиозная этика конфуцианства, индуизма, буддизма, христианства и ислама».

Принято различать 3 основных таких организаций:
Церковь — это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему жизнедеятельностью, поведением верующих.

Деноминации — это религиозная организация современного типа, которая возникла вследствие распространения религиозного плюрализма как наиболее адекватных потребностям современного общества.

Секта (от лат. secta — «школа», «учение», «направление» возникает как оппозиция по отношению к господствующей церкви или религиозному направлению.

Функции религиозных организаций

Объединяющая функция. Любая религиозная организация
объединяет своих адептов в общность и стремится к увеличению количества приверженцев своего учения, расширению зоны своего влияния. Необходимо отметить, что внутри религиозных организаций складываются достаточно прочные межличностные связи, основанные на духовном единстве. Например, православные христиане, объединенные любовью бога-Отца, считают друг друга «братьями и сестрами во Христе».

Ценностно-орнентационная функция заключается в том, что
на основе этнокультурных традиций формируется устойчивая, вертикально упорядоченная система смыслов и ценностей. Эти высшие ценности являются дня верующих сакральными (от лат. sacrum — священный) и служат ориентирами на пути духовного роста. Члены религиозных организаций, будучи носителями этих ценностей, норм и смыслов, привносят их в жизнь общества.

Коммуникативная функция заключается в организации
совместного участия в культовых действиях, общении верующих между собой, со священнослужителем, и высшей формой
считается общение с Богом.

Регулятивная функция тесно связана с ценностно-ориентационной. В большинстве религиозных организаций существуют идейные догмы, регламентирующие нормы поведения и морали. Например, в христианстве — Библейские заповеди, в исламе — законы шариата, переданные через Коран. Степень строгости и формы контроля за соблюдением этих норм, жесткость наказания весьма разнообразны. Так, дзен-буддизм вообще не имеет никакой священной книги и ритуалов, а в секте скопцов целомудрие обеспечивается хирургическим удалением половых органов или нарушением их репродуктивной функции. Если регулятивная функция какой-либо религии реализуется в течение длительного времени, она становится частью культурной традиции общества и оказывает влияние не только на поведение не только верующих, но и на нормы морали общества в целом.

Компенсаторная функция состоит в том. что религиозные
учения, обещая возможность лучшей жизни и счастья в будущих перевоплощениях, слияние с Абсолютом или вечную благодать как плату за страдания и смирение, смягчают потрясения и потери реальной жизни. Поэтому человек, чувствуя свое бессилие перед обстоятельствами, неудовлетворенность социальным устройством общества, одиночество, ищет утешение в религии и надеется на поддержку высших сил.

Компенсаторная функция обеспечивается системой воздействия на личность это участие в массовых и индивидуальных культовых действиях, где на психику оказывают мощнейшее влияние произнесение повторяющихся текстов молитв, музыка, запах (во многих ритуалах используются цветы, ароматические вещества, свсчи и т.д.), вкус (ритуальные вкушения), цвет и свет, часто обрядовые действия сопровождаются определенными движениями. Таким образом для гармонизации внутреннего мира человека религиозные организации задействуют весь арсенал арт-терапевтических методов воздействия на сознание и подсознание верующих

Интегрирующая функция. Религиозные организации. считая свое учение единственно верным (путем к спасению), стремятся распространить свои взгляды и на другие этнокультурные общности, что ведет к размыванию традиционных границ той или иной религии. Необходимо отметить, что миссионерская деятельность религиозных организаций весьма неоднозначна
Известны случаи, когда распространение какой-либо религии способствовало укреплению государственности, подъему экономики и культуры менее развитых этнокультурных общностей. В иных случаях вызывало межконфессиональное противоборство, даже религиозные войны под идейным знаменем обращения «неверных» в истинную веру. Так или иначе, заимствование религиозных идей отражается не только на собственно теологических взглядах, но и на общекультурных традициях общества, в которое это учение интегрируются.

Политическая функция. На более ранних ступенях развития общества религия подводила логическую основу под существующую иерархию социальных отношений, содействуя усилению власти. В настоящее время религиозные организации оказывают серьезное влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны особенно там, где церковь не отделена от государства.

Идеологическая функции. Идеология — это система знаний, позволяющая обществу, группе, классу или человеку ориентироваться в окружающей социальной среде и решать общие задачи социальной регуляции. В мировых религиях идеология основывается на эсхатологическом учении, которое и обосновывает необходимость определенного порядка земной жизни.

В настоящее время тенденции развития культурной политики в высокоразвитых странах учитывают влияние религиозною менталитета на социальное поведение общества и функции религиозных организаций. Исходя из этого, особое значение в странах Запада придается установлению «партнерских отношений между государством и так называемым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации)» .

Вклад религиозных организаций России в культуру

Традиционно хранительницей духовности в России является Православная Церковь, а основой нравственных устоев — Православная Вера. Не случайно на вопрос: «Как Вы можете оценить современную религиозную ситуацию в России?» бывший советник Ф. Штрауса Г. Рормозер ответил: «Кое-что мне бросилось в глаза. В последние два года на экране телевизоров мы видим изображения, вызывающие на Западе, и прежде всего в Германии, чувство растерянности. Для нас немыслимо, чтобы в таком большом городе, как Санкт-Петербург, десятки и даже сотни тысяч людей со свечами в руках следовали за Патриархом. Многое будет зависеть от того, сможет ли ортодоксальная церковь действительно восстановить и утвердить свое исключительное и монопольное правопритязание. Если сможет, то это приведет к роковым последствиям»

Говоря об усилиях Запада по насаждению сектантства на территории России, и о роли, которая отводится западными политиками деструктивным культам в разрушении нашего Отечества, следует вспомнить об одном, крайне интересном историческом факте: после победы октябрьской революции в 1921 году появляется проект Бонч-Бруевича о необходимости поддержки большевицким правительством любых форм сектантства. Сектанты тогда воспринимались как потенциальная опора нового, богоборческого режима. Особенно наводит на размышления воззвание Наркомзема от 5 октября 1921 г. «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей,» в котором, в частности, говорится: «Впервые за все время существования России сектантам всех направлений и недавно еще гонимым старообрядческим согласиям, ушедшим достаточно далеко от только что господствовавшей и их угнетавшей православной церкви, предоставлена полная возможность широкого объединения. Все те, кто боролся со старым миром, кто пострадал от его тягот, — сектанты и старообрядцы в их числе, — все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать. «

Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо иметь критерий, по которому можно отличить истинную духовность от ложной.

Источник статьи: http://revolution.allbest.ru/religion/00668898_0.html


Adblock
detector