Сообщение вклад древних греков и римлян в мировую культуру



17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.18.

Ответ или решение 1

Римляне:
— знания римлян в юриспруденции используются до сих пор, римское право стало образцом и легло в основу кодекса и документов нашего времени.
— восхитительная архитектура, римляне считали делом чести строить нарядные здания.
— римляне первыми научились строить дороги, мосты и соорудили водопровод.
— усовершенствовали медицину после греков, делали пластические операции, первыми применили наркоз.

Греки:
— обозначили понятие гражданин, предполагающее наличие обязанностей и прав, а также выделили понятие свобода.
— оставили после себя богатую мифологию, которая повлияла на литературу.
— создали большое количество литературных жанров – трагедия, драма, комедия.
— стали основателями театра.

Известные памятники Рима и Греции: Колизей, Парфенон, Акрополь, статуи Сенеки, Марка Аврелия, Плотина, Лукреция, Цицерона

18. В древнем мире религии были многобожными. Каждый бог олицетворял определённое явление, характерное природе. Древние верили в бессмертие души и переселение её в злых и добрых духов. Основными богами были – бог неба, бог моря, бог земли, бог огня, бог плодородия. Во времена империи стали обожествлять императоров, особое место занимали культ национальности и культ государства.

Источник статьи: http://vashurok.ru/questions/17-kakov-vklad-drevnih-grekov-i-rimlyan-v-mirovuyu-kulturu-nazovite-izvestnie-vam-pamyatn

Сообщение вклад древних греков и римлян в мировую культуру

Древние греки были открытыми, умными, остроумными, умели философствовать и восхищаться совершенством. Эти особенности позволили им достичь больших достижений и взять в свои руки факел человеческого прогресса, тем самым установить то, что мы называем фундаментом европейской цивилизации. Вклад древних греков в развитие мировой культуры огромен.

Древние греки и мифология

Греческая мифология состоит из рассказов древних греков о своих богах и их героях, о природе мира, о происхождении и важности религиозных практик. Главными греческими богами были двенадцать богов Олимпа, которые в представлении древних греков, были похожими на людей и умели также радоваться и плакать, обижаться и ревновать, любить и ненавидеть.

Кроме богов, согласно мифологии древних греков, в лесах, горах и воде жили ореады, нимфы, дриады, океаниды и др. Судьбой человека распоряжались мойры. Каждый мифический герой имел свою историю, которая веками передавалась из поколения в поколение и дошла до наших дней, благодаря древнегреческим писателям и поэтам.

Древние греки и литература, театр

Древнегреческое общество уделяло особое внимание литературе. Многие писатели считают, что западная культура, с точки зрения литературы, началась с гомеровских эпосов «Илиада» и «Одиссея». В них ярко и умело изображался древний мир и войны, честь и позор героев. Одним из самых замечательных древнегреческих писателей была Сафо — поэтесса которую называют создателем лирической поэзии.

Зарождение театра произошло в Древних Афинах.Театральный писатель Эсхил навсегда изменил западную литературу, когда представил идеи диалога и взаимодействия персонажей в театральном письме. Таким образом, он создал драму — трилогия «Орестея» считается самым большим его достижением.

Другими важными театральными писателями были Софокл и Еврипид. Софокл развивал трагическую иронию как литературный жанр, особенно это видно в одном из его произведений — «Эдип Тиранноса». С другой стороны, Еврипид в своих произведениях пытался оспаривать социальные соглашения и нравы. Аристофан, комедиант, определил и сформировал идею комедии, некоторые из его самых известных работ — «Лисистрата» и «Лягушки».

Древние греки и философия

Философия в Древней Греции была сосредоточена на роли причины и исследований. Многовековое развитие древнегреческой философии внесло большой вклад в современную философию и науку.

Некоторые из самых известных философов Древней Греции — это Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель, Эпикур и др. Благодаря их произведениям, таким как «Государство» Платона, мы имеем информацию о древнегреческом обществе.

Философия вступила в литературу с диалогами Платона. Аристотель, ученик Платона, написал много трудов по многим дисциплинам, но самым большим его вкладом в литературу, вероятно, была его работа «О поэте», благодаря которой мы понимаем его восприятие драмы и устанавливаем первые критерии литературной критики.

Первые философские школы возникли в VII-VI вв. до н.э., основателем первой школы был Фалес Милетский.

Древние греки и музыка

Музыка присутствовала почти во всех областях древнегреческого общества, от свадеб и похорон до религиозных обрядов, театра, традиционной музыки. Существует несколько образцов нот греческой музыки, а также множество литературных ссылок на древнегреческую музыку.

Нотная грамота использовалась древними греками с III века до н. э., она охватывала примерно 3 октавы и существовала как для музыкальных инструментов, так и для голоса, ноты изображались символами. В Дельфах, на мраморной стене афинской сокровищницы, археологами были найдены ноты двух гимнов Аполлону (стена с нотами находится в музее Дельф).

Древние греки в искусстве часто изображали музыкальные инструменты, слово «музыка» происходит от мифических Муз, которые были дочерьми Зевса и защитниками искусств.

Древние греки и наука

Большим вкладом древних греков стали такие области науки как математика, геометрия, математический анализ, прикладная математика и др. Многие открытия некоторых греческих математиков, таких как Пифагор, Евклид и Архимед, используются до сих пор в преподавании математики.

Греки развили астрономию, с которой они столкнулись как с математической ветвью. Первые геометрические трехмерные модели, объясняющие движение планет, берут своё начало в IV веке до нашей эры. Древние астрономы Евдокс, Калип, Гераклид понтийский выразил мнение, что земля движется вокруг своей оси в III веке до нашей эры. Аристарх из Самоса, первым обратился к гелиоцентрической системе. Эратосфен с большой точностью вычислил орбиту Земли.

Древнегреческие врачи оказали огромное влияние на развитие современной медицины — это Алкмеон, Гиппократ, Эмпедокл и другие. Значительным вкладом в медицину Древней Греции стали исследования Диогена Аполлонийского, Галена.

Древние греки и искусство, архитектура

Искусство древней Греции сильно повлияло на культуру многих стран, как древних, так и современных, особенно в области скульптуры и архитектуры.

Скульптура — важная глава древнегреческого искусства. В течение классического периода, греческие скульпторы фокусировали свои действия на человеческой фигуре, которую пыталась изобразить как можно более естественным образом, изучая движение тела. В древнегреческих скульптурах отражаются изменения и новые разработки в областях, определяющих древнегреческую реальность.

Древние архитекторы использовали сложные ноу-хау, где намеренно применяли архитектурные «ошибки», что способствовало визуальной гармонии произведений. Парфенон, один из самых известных архитектурных шедевров, был построен в эпоху Перикла, в V веке до нашей эры, в контексте обширного городского дизайна. Для украшения фризов храмов, скульптуры, одежды, керамических ваз, применяли греческий орнамент — меандр.

Древние греки и красота

Никто в древнем мире не ценил так высоко красоту, как древние греки. Красота была важна для обоих полов, её воспевали в литературных произведениях, изображали в скульптуре. Для украшения площадей греческих полисов, устанавливали скульптуры полуобнаженных и обнажённых мужских и женских тел. В отличии от мужских тел, женское тело мастера изображали в одежде или какие-то интимные части тела оставляли открытыми, прикрывая другие. Типичным примером является скульптура Афродита Каллипига (Αφροδίτη Καλλίπυγος), где Афродита изображена в длинном плаще, оглядываясь назад, при этом она поднимает плащ, оголяя свои ягодицы.

Мужская и женская красота вызвала много споров, гнева и даже войн, она также потушила множество бедствий и смертей, повлияла на многие важные решения.

Диоген говорил: «Тот, кто обладает красотой, может считать, что у него есть Божий дар».

Древние греки следили за своим внешним видом и старались подобрать причёску к одежде для получения общей гармонии своего образа.

Причёска становится концепцией, которая играла особую роль в Древней Греции.

Иногда мужские и женские прически были схожи между собой: применялась лента и волосы убирались под неё или собирались в пучок, волосы завивались в локоны или заплетались в косы. Мужчины носили бороды и тщательно ухаживали за ней — подстригали, некоторые завивали щипцами.

Древние греки пользовались парфюмерией и косметикой. Духи делали из цветов и трав, косметика состояла из масел для отбеливания кожи, белил, сажи, растительных красок.

Внешний вид древних греков часто был темой многих комиков того времени, например, Антифан с абсолютной точностью описывал этапы подготовки греческой женщины к выходу в свет: «Сначала она очищается, вытирает кожу, расчесывает волосы, крутит телом, омывается, одевается, парфюмируется, украшается, полируется».

Источник статьи: http://www.thisgreece.ru/interesnoe-o-gretsii/707-drevnie-greki

Вклад греков и римлян в мировую культуру

Дисциплина: История
Тип работы: Реферат
Тема: Вклад греков и римлян в мировую культуру

[3] 1. Краткая характеристика античной культуры.

[4] 2. Античные мотивы в мировой культуре

Мировая культура в значительнейшей своей части обязана своим возникновением и существованием античности. Письменность и юриспруденция, философия, литература и искусство Европы практически полностью выросли на этой почве и были восприняты в Новом Свете и в определенной степени в Африке и Азии.

Два древних народа: греки и римляне породили цивилизацию по меньшей мере половины нашей планеты. После этого долго рассуждать об актуальности темы исследования, связанной с вопросами вклада греков и римлян в мировую культуру, представляется излишним, но мы все-таки скажем об этом несколько слов.

Развитие мировой цивилизации подчиняется закону спирали, по которому каждый новый этап культуры, создавая свои духовные ценности, начинает не от нулевой отметки, а использует, творчески переосмысляя, достижения предыдущих эпох, как непосредственно предшествующих ему, так и более ранних, отделенных от него другим временем, когда высоты, достигнутые этими далекими веками, были, казалось, совершенно забыты.

В этом процессе взаимообогащения различных культур, независимо от географической и этнической принадлежности их носителей, античному периоду принадлежит особая роль, без учета которой невозможно понять тенденции и процессы развития европейской и мировой культуры.

Общая характеристика этой роли античности и входит в задачи данной работы.

Работа отнюдь не упрощается тем, что по данному поводу существует немалое количество литературы, поскольку ввиду небольшого объема исследования встает вопрос отбора источников.

Этот отбор был сделан в пользу таких источников как словарь-справочник «Античная культура» В.Н. Ярхо и коллектива авторов, учебных пособий по истории мировой культуры С.В. и В.А. Карпушиных, Л.Г. Емохоновой и других, а также учебного пособия по истории античной литературы И.М. Тронского, монографий Н.А. Дмитриевой, Н.А. Виноградовой по искусству Древнего мира, трудов С.А. Токарева, Е.В. Федоровой и некоторых других.

1. Краткая характеристика античной культуры.

Античная цивилизация, если исчислять ее от архаической Эллады, IX – VIII веков до н.э., до позднего Рима, IV—V веков н.э., многим обязанная еще более древним крито-микенской и ближневосточной культурам, не перестала существовать с разгромом Рима варварами и перемещением общественно-политических центров средневековой Европы отчасти на восток (Константинополь), отчасти на запад – в столицы новых «варварских» государств.

Древним грекам был присущ взгляд на мир, совмещавший убеждение в цельности и единстве космоса (ионийская школа, Гераклит, Платон, Аристотель) с представлением о мельчайших неделимых частичках-атомах, из которых этот космос состоит (Демокрит, Эпикур).

Римская философия расширила взгляды греков, развив учение Сократа и стоиков о нравственном совершенствовании личности и ее свободном выборе и в то же время оставив последующим векам законченную атомистическую теорию строения Вселенной (Лукреций).

В античную эпоху сформировались в общих чертах все основные разделы теоретической философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика. Влияние философских идей, учений и систем античных мыслителей могло быть непосредственным, т.е. воспринятым другой эпохой в своем первоначальном виде (аристотелизм Аверроэса), и опосредованным, те. прошедшим воздействия иных традиций (номинализм и реализм в средние века), могло иметь глобальный характер (обращение к античному наследию в эпоху зрелого средневековья, Возрождения, романтизма), а также частный (обращение к античным философам Гассенди, Беркли, Хайдеггера и др.)

Корни европейской культуры, находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все проявления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Лозунг «Никаких излишеств!», начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, не означал призыва к посредственности.1

Напротив, «золотая середина», прославленная в римские времена в лирике и философии Горация, противоречила их беспокойному творческому духу, не нарушавшему, однако, равновесия и гармонии.

Эти черты творческого духа эллинов наложили отпечаток на архитектуру, живопись, литературу, философию, эстетику, этику и мифологию.

В греческой культуре на первый план выходит личность. Греки первыми осмыслили эту категорию и тем самым обусловили постановку перед человечеством целого ряда важнейших проблем: личность и общество , добро и зло, великодушие и месть, радость земного бытия и мрак царства теней.

Культура же Древнего Рима – завершающий этап в истории развития античной культуры. В результате многочисленных завоеваний в I веке до н.э. Рим становится мощной державой, простиравшейся в свое время от побережья Адриатики до берегов Каспия, от Британских островов до Северной Африки.

Эта могущественная империя оставила человечеству богатейшее культурное наследие. Побежденная ею Эллада покорила завоевателей богатством своей культуры. Римляне стали усердными учениками греков, подражая им в поэзии науке, восприняв даже черты греческого пантеона богов. Однако, прежде всего римляне заимствовали все, что им могло пригодиться в практической жизни.

Римская культура сформировалась, вобрав в себя элементы этрусской и греческой. На их основе она выработала собственные формы и традиции, обусловленные своеобразным мироощущением римлян, которым был присущ реалистический подход к действительности.

Так заимствованная у греков мифология утратила в Риме свою поэтичность, римские философы занимались не умозрительными размышлениями, а решали прикладные вопросы. Они не спрашивали, что есть человек, их интересовало, как он должен жить2.

Культура для римлян, в первую очередь средство, разумной организации жизни. Не случайно именно в Древнем Риме была создана рациональная система управления государством, закрепленная в римском праве, ставшем образцом для потомков. Можно сказать, что вся правовая система современного общества строится на фундаменте, который заложили когда-то римские правоведы.

Вклад античности в мировую культуру – это еще и великолепная литература, имеющая громадное историческое значение, хотя бы потому что, являясь древнейшей литературой Европы, послужила предтечей многих художественных форм, приемов, сюжетов.

Причем, надо отметить, что греческая литература – единственная в своем роде, так как она развивалась, не опираясь непосредственно на опыт других литератур, но сама впоследствии послужила опорой для многих.

Восточные элементы проникали в греческую литературу устным «фольклорным» путем3, но вырастая на почве этого обогащенного фольклора, формировалась далее уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила литературы Древнего Востока.

Римская литература начала развиваться гораздо позже греческой. Она преемственно связана с литературой Греции, опыт и достижения которой она использовала, но вместе с тем, она ставила и решала новые задачи, возникавшие на более позднем этапе развития античного общества.

Античная литература, как и античное изобразительное искусство, пережила века. Ее памятники и поныне воспринимаются читателем как эстетически значимые художественные произведения, а не только как исторические документы далекого прошлого.

2. Античные мотивы в мировой культуре

Влияние античной культуры на мировую можно выявить в первую очередь в области философии как основной мировоззренческой науки.

С наступлением средних веков рациональная и мистическая традиции античной философии, преломившись в христианском вероучении, образуют единую европейскую научно-философскую и мировоззренческую традицию.

Специфика усвоения античной философии определяется тем, что неоплатонизм, синтезировавший основные доктрины, оказывал значительное влияние на философию христианскую, затем преобладающим учением стал христианский аристотелизм, и наконец обе традиции стали важнейшими среди гуманистов Ренессанса.4

Менее очевидным было античное философское влияние в Новое время, что объясняется наличием уже сложившейся философской традиции, независимой от церковной догматики, в рамках которой происходила преемственность5.

Научная революция XVII века, открытия Бруно, Галилея, Коперника, Кеплера приводят к крушению многих основ античной науки. Но концепция ренессансных натурфилософов-пантеистов (Парацельса, Кампанеллы) были все же ориентированы на пифагорейские, стоические, атомистические идеи античных мыслителей. Логика Аристотеля легла в основу рационалистической методологии Декарта, многие неоплатонические элементы повлияли на доктрину Бэкона.6

Стоические положения о внутренней духовной свободе личности и естественном законе получили распространение среди философов эпохи Просвещения. (Гельвеций, Вольтер, Руссо). Само представление европейских просветителей о человеке, опирающееся на определенную норму (разум или природу), имеет в своей основе античные корни: понятие всеобщей гармонии.

Интерес к неоплатонизму возобновляется в эпоху романтизма. Примером может служить хотя бы влияние неоплатонического учения Шеллинга и Гегеля) Через посредство Шеллинга и христианских восточных неоплатоников происходит проникновение неоплатонизма в русскую философию концаXIX — начала XX века: концепция всеединства В.С. Соловьева, философия П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

В ХХ веке оживляется интерес к ранним, наименее изученным сюжетам античной философии: концепциям Гераклита, Анаксагора, Парменида.7

Влияние античной литературы в средние века было весьма значительно. Например, в Византии XI-XII вв. возник любопытный памятник: драма «Страждущий Христос», составленная в основном из стихов Еврипида и отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила. Эсхил же становится объектом пародии Феодора Продрома «Война кошки и мышей».8

В XI – XIII вв. расцветает литература на латинском языке: от прозаического изложения истории Троянской войны Гвидо де Колумны до искусства вагантов, развивавшегося под непосредственным влиянием любовной лирики Овидия.

В ходе следующих одна за другой культурных волн: Ренессанс, барокко, Просвещение, все с большим вниманием Европа присматривается к античным (большей частью латинским) образцам. (Цицерон, Цезарь, Вергилий). Они вдохновляют западноевропейскую литературу на новых языках, выросших на базе той же латыни.

В XV- XVI вв. античность господствует и в опере и в трагедии. В стороне не остается и Шекспир, у которого несколько пьес восходят к античным источникам.

В XVIII веке в Ф. Прокопович преподает риторику в Киево-Могилянской академии на латинском языке. Античное учение о трех стилях получает развитие в трудах М.В. Ломоносова.(1757 г.)9

Усилиями деятелей эпохи Просвещения , неоклассицизма, а позднее, романтизма, происходит заметное смещение интереса от римской литературы к греческой. В русской же литературе этого времени греческое и римское влияние, скорее, уравновешивают друг друга.

У Ломоносова одинаковым почетом пользовались Гораций и Гомер, в сочинениях Тацита и Ювенала писатели (Пушкин, Рылеев) видели примеры борьбы за республиканские идеалы. Наряду с этим в греческой литературе находят множество эротических образов (Державин, Батюшков, ранний Пушкин).

В ХХ веке писатели и драматурги неоднократно использовали античные сюжеты о судьбе Электры и Антигоны (Ж.П. Сартр, Г. Гауптман, Ж. Ануй, Ж. Кокто, К. Орф и др.).

Что касается изобразительного искусства, то архитекторы Ренессанса штудировали римского теоретика Витрувия, античный ордер в это время вновь становится универсальным языком архитектуры.

Французский живописец XVII Н. Пуссен был убежденным поклонником античности. Не избежал увлечения античностью и крупнейший мастер барокко П. Рубенс, бывший не только художником, но и страстным коллекционером и знатоком античного искусства.

Но если Пуссен вдохновлялся в основном героической римской историей, то Рубенс чаще обращался к образам греческой мифологии (Даная и др). Через сто лет после этого И.И. Винкельман утверждал, что совершенство античного искусства выше совершенства природы, и художнику необходимо изучать античность.10

Именно Винкельман вызвал новую волну всеевропейского увлечения античностью – неоклассицизм 1760-1830–х годов. Крупнейшим представителем этого направления был Ж.Л. Давид, живописец Великой Французской революции, друг Марата. Под видом сюжетов из греческой и римской истории Давид изображал современные ему гражданские доблести.

В России новый этап возрождения античных идеалов и изобразительном искусстве и архитектуре связывают с воцарением Екатерины II. Искренне считая себя последовательницей учения французских просветителей, Екатерина одной из главных своих задач считала работу «над умами в варварской стране», духовные преобразования, развитие науки, искусства и культуры11.

Мода на античность и классицизм была перенесена из Европы в Россию, на смену пышному барокко пришел стиль классицизма, в котором главную роль играли идеалы античности. Наиболее ярко это проявилось в русской архитектуре.

Получили дальнейшее развитие такие принципы столичного градостроительства как регулярность и симметрия, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения, первым из которых стала Академия художеств. Фактически она возникла еще при Елизавете Петровне, но официальной датой ее создания считается 1764 г., когда началось строительство здания по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота и М.Ф. Кокоринова, ставшего первым ректором Академии.12

Это здание было построено в стиле раннего классицизма: каре с круглым двором, напоминающим Римский Пантеон.

В стиле классицизма (с античными акцентами) были построены Академия наук в Санкт-Петербурге, Смольный институт, Конногвардейский манеж.

Очень часто античные мотивы использовались русскими живописцами, особенно прославили эти сюжеты К.П. Брюллова, обращался к античным сюжетам и В. Серов («Похищение Европы»).

В ХХ веке античность особенно привлекала литераторов.Подробнейшим образом исследовал античный мир Д.С. Мережковский во время работы над циклом романов «Антихрист», часто обращался к античным образам В.Брюсов.

Античность культура, творчески переосмысленная в соответствии с веяниями времени, продолжает жить в различных формах искусства и литературы, став классикой для классиков.

Русский искусствовед П.П. Гнедич писал: «Если мы сравним Элладу с юным, увлекающимся художником-поэтом, то Рим можно сравнить с меценатом…сознающим свое мировой величие. Он не снисходит до искусства, он искусство приноравливает к себе, к своим потребностям… к будничным, практическим сторонам жизни».13

Но какова бы ни была разница между римской и древнегреческой культурой, мы не сможем ни отрицать громадности античного вклада в мировую культуру, н того факта, что грекам и римлянам принадлежат в этом равно почетные роли.

Философия, юриспруденция, литература, архитектура, скульптура и живопись не просто много потеряли бы не будь античной культуры. Возможно, они просто не существовали бы, по крайней мере на таких высоких ступенях развития.

Вся человеческая цивилизация обязана античности существованием понятия возвышенного, понятия высокого искусства, от искусства изображения до искусства правильного (логического) мышления.

Античная культура, словарь-справочник, под ред. Ярхо В.Н., М., 1995 г.
Виппер Б.Р., Искусство Древней Греции, М., 1971 г.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств, М., 1996 г.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А., Искусство Древнего мира, М., 1984 г.
Емохонова Л.Г., Мировая художественная культура, М., 1998 г.
Канке В.А., Основы философии, М., 2003 г.
Карпушина С.В., Карпушин В.А., История мировой культуры, М., 1998 г.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира, М., 1986 г.
Тронский И.М., История античной литературы, М., 1988 г.
Федорова Е.В., Люди императорского Рима, М., 1990 г.

1 См. С.В. Карпушина, В.А. Карпушин, История мировой культуры, М., 1998 г., с. 117.

3 См. Тронский И.М., История античной литературы, М., 1988 г., .с 9-10.

4 Античная культура, словарь –справочник, под ред. Ярхо В.Н., М. 1995 г. с. 370.

7 Канке В.А., Основы философии, М., 2003 г.

Источник статьи: http://www.refland.ru/1021-ref.html


Adblock
detector