Сорокин и его вклад в русскую социологию



Сорокин и его вклад в социологию.

Питирим Сорокин написал 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы, Азии и Америки, множество очерков и более двухсот статей; его труды переведены на 48 языков мира, однако на родине вплоть до 60-х годов не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Прежде всего, необходимо упомянуть его двухтомник «Система социологии». Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей.Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души.

Источник статьи: http://studopedia.ru/14_62640_sorokin-i-ego-vklad-v-sotsiologiyu.html

Место и роль П.А. Сорокина в развитии российской социологической науки

Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889—1968), краткая биография. Актуальность изучения социологии П.А. Сорокина. Высшая степень проявления права в социологии. Вклад П. Сорокина в развитии российской социологической науки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оренбургский государственный аграрный университет

Институт заочного и дополнительного профессионального образования

Тема работы: Место и роль П.А. Сорокина в развитии российской социологической науки

Картомышева Наталья Сергеевна

2. Проблематика исследований Сорокина П.А.

3. Вклад П.А. Сорокина в развитии российской социологической науки

Список используемых источников

Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) вошел в историю мировой науки как ученый, одинаково принадлежащий двум странам — России и США. Он родился в России, здесь получил образование, сформировался как ученый и гражданин, успел приобрести немалый опыт исследователя, педагога и организатора науки. В 1922 г. с группой известных деятелей культуры он по решению правительства вынужден был покинуть родину. За этим последовал краткий период пребывания в Берлине, откуда по приглашению известного философа Масарика, в то время президента Чехословацкой республики, переехал в Прагу. Здесь он читает лекции в университете и успевает опубликовать две небольшие работы на русском языке — «Современное состояние России» и «Популярные очерки социальной педагогики и политики», а через год отправляется за океан, в США, где ему предстояло жить и трудиться более сорока лет и где он завершил свой жизненный путь.

Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии. Сорокин внес существенный вклад в аграрную социологию, социологию социальной мобильности, войны и революции, альтруизма, социальных перемен, социологию знания и теоретическую социологию. Во многих из этих областей его труды определяли уровень науки своего времени. За шесть десятилетий он опубликовал 37 книг (переведенных более чем на 42 языка) и свыше 400 статей.

Актуальность изучения социологии П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства. Кроме того бесспорна непреходящая ценность идей и прозрений П.А. Сорокина, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был ремесленником, мать — крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели… представители разных политических течений — эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. . Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, во избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. Был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. — самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северодвинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написано его «отречение» — открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

2. Проблематика исследований Сорокина П.А.

В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения:

· данных в нем процессов или его жизнедеятельности

· происхождения и развития общества и общественной жизни.

Социологию П.А. Сорокин разделяет на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику (изучение строения социальных явлений и комбинаций социальных явлений), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которые вызывают эти взаимодействия), и социальную генетику или генетическую социологию (исторические тенденции развития общества). Практическая социология — это, фактически, социальная политика. Её задача — опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Говоря о методе социологии, П.А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.

Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп. Страты — это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе (работа П.А. Сорокина «Социальная мобильность», 1927). Социальная стратификация — разделение общества на страты. П.А. Сорокин считает социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения — мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру.

Социальная мобильность — различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный — перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный — переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.

Социальная мобильность характеризует степень открытости или закрытости или общества в целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое — низкой. Для количественной оценки этого явления был предложен показатель индекса мобильности / стабильности, который характеризует соотношение числа индивидов, занимающих мобильное и стабильное положение в конкретном обществе или группе.

В фундаментальном четырёхтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин создаёт свою циклическую концепцию истории человеческого общества и культуры. Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника, изменённая природная среда, философия, религия, искусство и т.д. В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы — познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции:

· Пространственное или механическое соседство — конгломерат элементов культуры на определённом участке физического пространства;

· Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как следствие фактора климата;

· Каузальная, или функциональная интеграция — когда каждый элемент культуры функционально влияет на остальные элементы, и в то же время сам подвержен их влиянию и не может существовать без них;

· Логико-смысловая интеграция (высшая форма интеграции) — когда различные элементы культуры образуют гармоничное целое. Существует общий принцип или основание, связывающий воедино все компоненты культуры, придавая смысл и значение каждому элементу

На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней — это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.

В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности.

Изменение социокультурной суперсистемы носит циклический характер — за идеациональной фазой следует идеалистическая (интеграционная), за ней чувственная, за чувственной — снова идеалистическая, потом снова идеациональная и т.д. В Европе, по оценке П.А. Сорокина, последовательность смены фаз (или основных принципов) была следующей: «Чувственная истина крито-микенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине VIII — VI веков до нашей эры, а она в свою очередь — идеалистической истине V века до нашей эры. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Затем последовали века доминирования истины христианства с VI века по XII век. (Имеется в виду идеациональная истина — В.П.). В XIII веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей (П.А Сорокин связывал это с эпохой возрождения — В.П.), но ненадолго, ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая своё влияние с XVI века и по настоящее время» (Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 474). Циклические изменения фаз он обнаруживает и в культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая. Свои выводы о динамике фаз социокультурных суперсистем П.А. Сорокин подкреплял огромными массивами исторических данных о динамике философских и научных доктрин, изобретений, о характере произведений искусства и т.д. в разные исторические эпохи.

П.А. Сорокин считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин в какой-то степени перекликается с А. Тойнби, провозглашавшим наступление эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и не западные народы.

В целом, по мнению П.А. Сорокина, современная эпоха имеет следующие основные черты:

· во-первых, «перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку;

· во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей;

· в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового — интегрального — социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности».

Нормальное развитие общества П.А. Сорокин связывает с мирным, ненасильственным течением истории, без потрясений, сопровождающихся разрушением правовых устоев общества. Вопросам же социологии права П.А. Сорокин уделял внимание на протяжении всей творческой жизни, особенно в российский период. Среди важнейших работ данной проблематики: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве» (1919), «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» (1922).

П.А. Сорокин считает право той силой, которая, наряду с нравственностью, мотивирует поступки человека. Право предполагает категорически обязательные волевые основы поведения, нравственность — рекомендуемо-желательные. Официальное право, провозглашаемое в законах — это категорически-обязательные требования к поведению членов общества со стороны государственной власти (правительства).

Право влияет на человека и общество следующим образом:

· как мотивационная сила способствует формированию гражданина;

· как принудительная сила осуществляет акты принуждения со стороны государства или общества, угрозу наказанием или поощрение правовой наградой, и даже проводит «социальный отбор» (при использовании смертной казни);

· как дрессирующая сила способствует выработке у членов общества одних привычек и искоренению других.

Высшая степень проявления права — это правовое убеждение, осознание индивидом своих прав и обязанностей.

В процессе исторического развития складываются определенные правовые идеалы, то есть представления о том, какими должны быть в идеале правовые нормы, например, «Царства Божия на земле», «Свободы, Равенства и Братства», коммунистически-социалистический идеал. П.А. Сорокин горит о законе социального иллюзионизма, о недостижимости правового идеала в условиях господства произвола и насилия. Революции, стремясь установить новые идеалы насильственными методами, становятся реакцией. Альтернативу правовым идеалам, насаждаемым насильственными методами, П.А. Сорокин видит в идеале права социально-благожелательного поведения. Его суть заключается во взаимной солидарности и любви людей друг к другу. П.А. Сорокин выделяет следующие критерии соответствия этому правовому идеалу:

· критерий интересов личности;

· критерий правового равенства между личностями;

· критерий количественного и качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения;

· критерий падения наказаний и наград, в частности, падение жестокости наказаний, уменьшение числа караемых лиц;

· критерий качества тех средств, которыми обеспечивается социально-благожелательное поведение, в частности, освобождение человека от излишней опеки со стороны государства или групп.

В постепенном приближении к этому идеалу П.А. Сорокин видел будущее человечества. социолог сорокин право

3. Вклад П.А. Сорокина в развитии российской социологической науки

Большое значение П.А. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917г. В Петрограде вышла книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последних работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней — это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, т.е. по степени его личного социально-полезного труда. Отмечал реальное равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей.

П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка.

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут, прежде всего, наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах: любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей; каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества; каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

Главный смысл реформ, по Сорокину, — они должны исходить из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо: 1) чтобы сущности человека соответствовала форма производства и распределение благ; 2) чтобы функции государства в конечном счете стимулировали творческую активность населения; 3)чтобы утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и населения.

Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп.

П.А. Сорокин вошёл в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей XX в. В развитии классической социологии чётко наметились два направления: объективистская, одним из представителей которой был Э. Дюркгейм, и культурно — аналитическая, которую развивали М. Вебер, Г. Зиммель и др. Выстраивая свои теории, они стремились отделить социологию от естественных наук, искали свой предмет и методы исследования.

Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование, как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер и особенности выделенных им суперсистем, или типов, цивилизаций.

Таким образом, значение творчества ученого велико. Питирим Сорокин оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового видения общества, сформулировал главные тенденции и альтернативы современного общественного развития.

Список используемых источников

3. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991;

4. Фролов С.С. Общая социология: учебник — М.:Проспект, 2010

Источник статьи: http://revolution.allbest.ru/history/00849302_0.html


Adblock
detector