Социальный вклад культуры и искусства в развитие современного общества



Вклад культуры и искусства в развитие современного общества.

Культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

Тульчинский Г.Л. выделяет несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества.

(а) Прямой вклад сферы культуры в экономику: создание конкретных рабочих мест, наличие собственных автономных рынков, обладающих инвестиционным потенциалом, вклад в развитие экономики конкретного региона; основной источник развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

(б) Прямое социальное влияние: аккумулирование и трансляция базовых ценностей общества, образов, которые также используются в коммерческой и некоммерческой деятельности; обеспечение социально-зна-чимых видов деятельности, организация отдыха, позитивное влияние на сознание людей, отношения между ними, способствование духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала; наличие разнообразия возможных образцов и моделей социального поведения в элитарной, массовой культурах, андерграунде.

(в) Косвенное экономическое влияние: использование в современных технологиях бизнеса и менеджмента (реклама, public relations, работа с персо-налом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля) – традиционных форм социально-культурной деятельности, сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры; повышение ценности окружающей среды, например, посредством украшения товаров, помещений, зданий, художественное оформление города, материальной среды производства и отдыха.

(г) Косвенное социальное влияние: взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство как важнейший механизм и инструмент формирования гражданс-кого общества, способного к саморазвитию; обогащение социальной среды различными привлекательными культурными событиями, повышение способности общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения; воздействие на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, способствование профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения; возрастание роли культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием современных технологий.

Инновационные и традиционные подходы в развитии системы управления сферой культуры.

Формирование управленческих систем происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культуры и ее задач. 1918-1941 гг. — закладывание основ институциализации, упорядочения общественных связей и отношений в культуре в соответствии с концепцией партийности культуры и подчиненности всей ее сферы классовым интересам; в коллективных формах организовывалась культурная активность. Создавалась соответствующая структура культурных институтов, в том числе профессионально-образовательных: открывались средние специальные учебные заведения, первое высшее учебное заведение в сферы культуры — Белорусская государственная консерватория. Формирование разных типов объектов культуры происходило с определением их главной функции — политико-воспитательной с опорой на командно-бюрократические методы управления, подчас принуждения и насилия над творчеством и личностью. 1944-1975 гг. — интенсивно возрождалась и совершенствовалась культурно-просветительская система, развертывалось профессиональное искусство, образовательная подсистема культуры. Открытие Белорусского театрально-художественного института, Минского института культуры завершило создание системы высшего образования в культуре. Развивалась структура среднего специального образования сферы культуры в областях, осуществлялась массовое открытие детских школ искусств; сформирована система управления отраслью: в 1953 г. создано Министерство культуры, а тоже соответствующие органы территориального управления культурой. Работа культурно-просветительских учреждений предусматривала, прежде всего, политическую пропаганду, организацию политического самообразования, научно-просветительскую деятельность, развитие художественной самодеятельности. С развенчанием культа личности культурная политика сделала поворот от принципов принуждения к добровольности, сознательности. 1976-1990 гг. — в контексте социально-экономических реформ культурно-просветительская работа органично переросла в составную часть социально-культурной деятельности; ставилась задача эстетического обслуживания людей, активного развития самодеятельных форм организации досуга. Сформировалась единая система непрерывного профессионального образования в отрасли культуры: в 1988 г. были переданы в подчинение Министерству культуры высшие и средние специальные учебных учреждений культуры. Были заложены единые организационно-методические основы для совершенствования всех уровней системы профессиональных учебных заведений культуры, углубления их творческих связей. В 60-е годы происходит постепенное изменение взглядов на природу культуры. На первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культуре как культуре обслуживания. Феномен потребления культуры просуществовал до начала 80-х годов, когда происходит переосмысление функции культуры в обществе: не идеологическое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека, выдвигается задача создания материальных условий для реализации процессов воспроизводства и развития культуры, условий для культурного общения, художественного творчества, осмысления эстетических ценностей – задача создания необходимой культурной среды. Период 1991-2009 гг. связан с принятием Декларации о государственном суверенитете страны, приобретением политической и экономичной независимости. В принятой в 2004 г. Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь — 2020 центральным элементам единого сбалансированного комплекса «человек — окружающая среда — экономика» обозначено культура как основа для новой системы нравственно-духовных, социально-этических ценностей общества. Государственная политика в сфере культуры направляется на создание условий развития и укрепления инфраструктуры отрасли, обеспечение доступа граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам, поддержку научного осмысления культурных процессов. Профессиональное образование в сфере культуры обеспечивает преемственность культурного процесса, воспитание творческих личностей, способных двигать вперед культуру.

Развитие получает менеджмент инновационный — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами; обеспечивается эндогенная гармонизация — согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию — согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой.

Организационно-административный механизм управления в сфере культуры.

Организационно-административный механизм. Система распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях), система организационно-административного воздействия, аппарат управления или бюрократия (в безоценочном смысле). Подпадает в сферу действия административного и трудового права.

Регламентирование (от – регламент ) — разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение определенного этими положениями периода. Это, во-первых, положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования предприятия в целом. Примером могут служить Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

Во-вторых, это — положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции и полномочия. Сюда относится устав предприятия, учредительный договор, схема организационной структуры, положения о структурных подразделениях и др.

В-третьих, это — должностное регламентирование, осуществляемое посредством должностных инструкций, которые устанавливают основные требования к должностям, обязанности, права и ответственность должностных лиц.

Нормирование — установление нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления используют нормативы времени, нормативы численности, нормативы выработки, нормативы соотносительности и др.

Инструктирование — ознакомление с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснение обстановки, задач, возможных трудностей, предостережение от возможных ошибок, в совете по выполнению каких-либо работ и т.д. Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Распорядительное воздействия — это способы текущей организационной работы через директивы, постановления, указы, распоряжения, приказы, резолюции. Распорядительное воздействие по форме может быть или устным, или письменным. Устная форма более оперативна, документальная способствует лучшему пониманию, учету и контролю исполнения решений.

Дисциплинарное воздействие — через разработку правил, устанавливающих и практически реализующих ответственность менеджеров и сотрудников предприятия. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную, служебную ответственность.

К вторичным материалам и документам, выражающим содержание организационно-административного механизма, относятся организационные структуры и штатные расписания фирм и их подразделений.

Источник статьи: http://infopedia.su/9x31e9.html

Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие

Роль и значение сферы культуры, ее вклад в социально-эко­номическое развитие на уровне обыденного сознания в публи­цистике, а иногда и в сознании некоторых представителей политической элиты воспринимается и трактуется довольно по­верхностно.

«Культура только требует денег, никакого дохода не прино­сит», «это индустрия зрелищ, развлечений», «ее задача — вос­питание подрастающего поколения в рамках традиций», «пусть лучше в музей или на концерт сходят, тем по улице болтать­ся» — ряд таких расхожих представлений можно продолжать и продолжать.

Между тем за рубежом вклад сферы культуры в развитие регионов становится предметом все более пристального внима­ния и исследований. В Европе первое такое исследование было проведено в 1984 году в Цюрихе. Начиная с 1985 года, публикуют­ся результаты исследования экономического значения профес­сиональных искусств в Нидерландах. С 1988 года начались систе­матические исследования рентабельности культуры в Германии (Нойс, Северный Рейн-Вестфалия, Рурская область, Кельн. ). Показательно на этом фоне бурное развитие инфраструктуры сферы культуры современного Берлина.

Систематический анализ вклада сферы культуры и искусств в региональное развитие был предпринят при разработке Про­грамм развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 1999-2003, 2003-2006 и 2005-2008 годы, С учетом результатов этих разработок и упомянутых зарубежных исследований можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искус­ства в развитии современного общества.

1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:

сфера культуры способна создавать рабочие места, она уча­ствует в обеспечении занятости. Речь идет о создании рабо­чих мест по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциа­лом, осуществляя непосредственный вклад в развитие эко­номики конкретного региона (занятость, налоговые и про­чие отчисления). Такие рабочие места могут создаваться не обязательно на бюджетные финансовые средства. Сфера культуры вполне способна в этом плане к самоорганизации, и если в чем и нуждается со стороны органов власти, так, прежде всего, в организационной поддержке;

сфера культуры, реализуя соответствующие услуги, обес­печивает социализацию работников других отраслей и сфер деятельности, а также членов их семей. Речь идет не просто об отдыхе и развлечениях «после тяжелого трудо­вого дня», а именно о полноценной социализации и само­реализации личности, участии в развитии человеческого капитала региона;

создание базы и инфраструктуры развития некоторых от­раслей, существование и развитие которых предполагает достаточно развитую сферу культуры. Очевидным при­мером в этом плане является туризм. Свыше 70% миро­вого туризма составляет туризм «культуральный»: люди едут, прежде всего, знакомиться с культурно-историческим наследием, памятниками культуры, музеями, яркими и своеобразными событиями в культурной жизни. Даже конгрессный и бизнес-туризм, все равно, предполагают их подкрепление и дополнение культурными проектами и программами.

2. Прямое социальное влияние:

обеспечение социально-значимых видов деятельности, организация отдыха, позитивно влияющих на сознание людей, отношения между ними, способствующих духов­ному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;

в элитарной, массовой культурах, андерграунде вырабаты­вается и предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения;

культура и искусство обогащают социальную среду, пропи­тывая ее различными привлекательными событиями, обла­гораживая и эстетизируя среду обитания, включая произ­водственную и офисную среду.

3. Косвенное экономическое влияние. В данном случае речь идет о реализации исключительного потенциала сферы культу­ры как сферы публичной и социально-значимой деятельности. Тем самым сфера культуры активно участвует в формирова­нии инфраструктуры деловой активности и политической жиз­ни региона.

Аккумулирование и трансляция неких базовых ценностей общества, образцов, которые, помимо прочего, используют­ся в коммерческой и некоммерческой деятельности.

Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как брендинг и ребрендинг, реклама, public relations, интегрированные маркетинговые коммуникации, промо-акции, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры и ис­кусств.

Формирование и развитие партнерских отношений бизне­са и сферы культуры открывают возможности развития корпоративной социальной ответственности (КСО) на ос­нове социальных инвестиций, социально-культурных ком­муникаций.

Создание инфраструктуры деловых контактов, мест и усло­вий их реализации.

Оказание корпоративных услуг.

Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и неком­мерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и ин­струментом формирования и развития гражданского общества, способного к саморазвитию.

Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды про­изводства и отдыха.

Сфера культуры участвует в формировании и развитии инфраструктуры политической жизни, создавая события и новостные поводы.

Формирование и продвижение привлекательного имид­жа региона, местности, в т. ч. — в целях инвестиционной привлекательности.

4. Косвенное социальное влияние:

культура и искусство выступают источником цивилизаци-онного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов со­знания и поведения;

• культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического на­следия и творческих идей для будущих поколений;

они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и со­кращению девиантного и асоциального поведения;

• велика роль культуры и искусства в образовании и воспи­тании подрастающего поколения, влиянии на интеллекту­альное и эмоциональное развитие детей;

возрастает роль культуры и искусства в социальной ком­муникации, в том числе с использованием современных технологий;

сфера культуры — единственная сфера деятельности, кото­рая реально и профессионально работает с материалом, определяющим культурную идентичность (памятники, со­бытия и герои культурно-исторического прошлого, дости­жения художественного творчества и т. п.)

Консолидация общества может также обеспечиваться на ос­нове внешней или внутренней опасности, угроз реальных или вымышленных, на основе пропагандистской манипуляции общественным мнением. Однако сфера культуры — единственная сфе­ра профессиональной деятельности, которая обеспечивает реаль­ную консолидации общества на позитивной и конструктивной основе культурной идентичности. Такая консолидация обеспе­чивается не пропагандистски-админстративно сверху вниз, а вы­растает снизу вверх на основе прочного фундамента культурной-идентичности и самоопределения личности.

С учетом всех указанных связей между сферой культуры и социально-экономическим развитием можно сказать, что куль­тура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

Сказанное можно проиллюстрировать на примере сферы куль­туры Санкт-Петербурга. Так, в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга и Программе развития культуры города отмечается, что экономика и международная роль Санкт-Петербурга во многом связаны с его позициями на рынке культурных и турист­ских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести реша­ющий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Уже в настоящее время в общегородской структуре экспорта услуг ведущее место занимает гостинично-ресторанный сервис (49 %), опирающийся, прежде всего на привлекательность культурной жизни города, а по 9 % приходится непосредственно на услуги свя­зи, организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий.

Памятники культуры и события культурной жизни являют­ся важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. В настоящее время Санкт-Петербург ежегодно принимает свы­ше полутора миллионов гостей из практически всех стран мира. Их обслуживанием, с учетом инфраструктуры, занято около 100 тыс. человек. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестицион­ной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе.

Речь, таким образом, идет об особом, уникальном ресурсе города — о петербургском духовном пространстве, т. е. культур­ном и духовном климате города, связанном с высоким уровнем интеллектуальной культуры, об интенсивном, творческом при­общении к культурным ценностям, активной гражданственнос­ти, особом стиле общения.

В нынешних условиях впервые в истории города культура из вторичного феномена («сухого остатка бывшей имперской сто­лицы») становится одним из градообразующих комплексов мегаполиса. Именно наличие мощного культурного потенциала делает перспективным развитие города как центра науки, обра­зования, туризма и коммуникации. Без поддержки и развития культуры мало реальными оказываются планы социально-эко­номического развития города.

Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стер­жень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач формирования благоприятного соци­ального климата, интеграции и продвижения города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т.д. В целом, без учета этого фактора невозможно решение таких фундаментальных задач Стратегического плана, как формиро­вание Санкт-Петербурга в качестве интегрированного в россий­скую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество жизнедеятельности и про­изводства, а также укрепление Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России. Более того, достижение главной страте­гической цели — стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга — по сути дела, есть приве­дение практических условий жизни и работы в соответствие с духовным потенциалом города.

Поэтому речь не может идти об использовании культурного потенциала только в качестве проведения ударных ярких, ти­тульно-представительных для города акций и мероприятий, эффективного вовлечения сферы культуры в контекст турист­ской деятельности, непосредственных потребностей коммерчес­кой сферы по рекламе и public relations. Культура города — это, в конечном счете, реальная культура его реального населения! Обеспечение преемственности между культурным наследием (включая наследие советской эпохи) и современной культурой как непременное условие возрождения и утверждения в каче­стве доминирующего особого петербургского-ленинградского стиля в сфере интеллектуально-духовной и повседневной дея­тельности горожан — важнейшая задача городской культурной

политики. Она должна быть направлена на повышение интег­рирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе осознания единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов.

Представляется, что аналогичный подход может и быть реа­лизован практически в любом регионе России — страны, регио­ны которой пока еще обладают колоссальным культурно-историческим наследием и несомненным потенциалом сферы куль­туры. Сфера культуры реально востребована обществом. Сложившийся профессиональный имидж культуры как «жал­кой и убогой» — жалкой в том смысле, что ее жалеть надо, а убо­гой — в том смысле, что к Богу близкой — является очевидным тормозом развития не только сферы культуры, но социально-экономического развития в целом.

Сфера культуры нигде в мире не существует и не развивается исключительно на бюджетные средства, Также нигде в мире она не развивается и исключительно на коммерческой основе. Она может развиваться только за счет привлечения и актуализации средств и ресурсов из других отраслей, при участии самых раз­личных социальных сил. И как показано в данном материале, она объективно востребована различными силами, дает возможно­сти реализации их интересов. Использование этого ресурса от­нюдь не сводится только к своеобразной ренте материальных ценностей (зданий, помещений, оборудования и инструментов). Пол­номасштабная и эффективная реализация рассмотренного выше потенциала сферы культуры в изрядной степени зависит от самоопределения профессиональной среды работников культуры, от ее способности к самоорганизации, способности оказывать вли­яние на общественное мнение, донося до общества свои реаль­ные возможности и позиционируя свой профессионализм на ре­гиональном и федеральном уровнях.

Массовая культура и бизнес

Говоря об эволюции современного менеджмента и возраста­нии в нем факторов культуры и коммуникации, нельзя пройти мимо массовой культуры, выступающей способом организации жизни современного общества, глубоко интегрированной с де­ловой активностью, политической жизнью, средствами массо­вой информации.

Источник статьи: http://infopedia.su/3x561c.html


Adblock
detector