Социология э дюркгейма и его вклад в развитие социологической науки



Дюркгейм и вклад в социологию.

представителем классического периода развития социологии следует считать французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858—1917). Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии от других наук, что создало возможность для выделения предмета социологии. Он стремился объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.

Существенной заслугой Дюркгейма в социологии является открытие коллективного сознания, которое появляется в ходе вхождения индивида в социальные группы. Включаясь в систему социальных отношений, люди объединяются на основе солидарности в отношении достижения общих целей. Дюркгейм различает механическую и органическую виды солидарности членов общества или социальной группы.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». При коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой». Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии являютсясоциальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного). Например, студенты в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают ит. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дюркгейма, является субъективное. В качестве субъективной составляющей социального поведения.

Дюркгейм выделил группусоциальных (правовые, моральные) норм, принудительно организующих поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (семейные, родовые, государственные, экономические и т. п.). Общее (массовое) сознание (коллективные представления), образующее сущность социальной деятельности, представляет собой как предмет социологического анализа, так и главное содержание общественного развития. В своей книге «О разделении общественного труда» Дюркгейм развивает идею Спенсера о ведущей роли разделения и интеграции труда в обществе. Это приводит к обособлению людей, преодоление которого требует установления социальной связи (солидарности) между ними. Дюркгейм обращает внимание на то, что разделение труда на протяжении человеческой истории совершенствуется. В зависимости от типа социальной связи (солидарности) он рассматривает два уровня обществ. Дюркгейм выделяет два типа социальной связи-солидарности: механическую и органическую.Механическая солидарность (идентичность) существует в первобытнообщинных, синкретических обществах, где нет достаточного разделения труда и функций между людьми в форме языка, обычаев, верований, мифов и т. п. Эта солидарность одновременно определяет и «чужих».Органическая солидарность возникает в более развитых, постпервобытных, обществах, в которых разделение труда и функций людей ведет к обмену продуктами, деятельностью, знаниями и т. п. Эта солидарность выражается в коллективных нормах, обычаях, ритуалах, мифах, а также появлении органов координации деятельности — государства, церкви и других. Дюркгейм рассматривает такой социальный факт, как самоубийство (суицид). Он выделяет три типа самоубийства в зависимости от разных социальных ситуаций, в которых оказался человек. Во-первых,альтруистическое самоубийство, вызываемое сильной механистической солидарностью (например, самоубийство старых и слабых в простых обществах). Во-вторых,эгоистическое самоубийство вследствие развития крайнего индивидуализма. Не случайно оно больше распространено среди протестантов, чем среди иудеев или католиков. В-третьих,аномическое самоубийство — в результате революционного изменения экономических, политических, духовных условий жизни (например, во время либерально-капиталистической революции в России 1985-1993 года). основатель французской социологической школы. Он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу».

Источник статьи: http://studopedia.ru/14_62639_dyurkgeym-i-vklad-v-sotsiologiyu.html

Социология э дюркгейма и его вклад в развитие социологической науки

Эмиль Дюркгейм – знаменитый французский социолог. Он является основателем французской социологической школы. Дюркгейм первым сделал попытку теоретически обосновать и выделить предмет изучения социологии — социальную сферу. Им были разработаны методы и методология социологических исследований.

Он частично разделял положения позитивизма, но при этом выступал против биологизации социологии. Главным произведением Дюркгейма является труд «Метод социологии», выпущенный в $1898$ году. Его теория, в отличие от марксистской, большее значение придает субъективности социальной деятельности.

По мнению Дюркгейма структура социологии включает:

  • социальную морфологию,
  • социальную физиологию,
  • общую социологию.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная морфология изучает строение общества, его социальные органы, включая различные социальные институты, состав и структуру населения.

Социальная физиология занимается изучением социальной жизнедеятельности. В результате чего возникает целый ряд отраслевых социологий: социология семьи, социология религии и т.д.

Общая социология формулирует общие законы социального характера общественного функционирования.

Согласно социологии Дюркгейма общество представляет собой совокупность различных социальных фактов и взаимоотношений между ними. Предметом социологии являются непосредственно социальные факты, которые представляют объективные явления, доступные для наблюдения: семья, брак, общественные группы и т.д. Социальные факты являются единством сознательного или субъективного и материального или объективного. Главным в социальных фактах Дюркгейм считал субъективное.

Субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм определил группу социальных норм, организующих в принудительном порядке поведение людей. В результате чего возникают определенные социальные взаимосвязи. Массовое сознание, которое образует сущность социальной деятельности, одновременно является предметом социологического анализа и содержанием общественного развития.

Понятие солидарности

Дюркгейм определял ведущую роль разделения и интеграции труда в обществе. Он считал, что это приводит к обособлению индивидов, для преодоления которого требуется установление социальных связей между людьми. Дюркгейм делал акцент на том, что разделение труда совершенствуется на протяжении человеческой истории. Он делил общество на два уровня в зависимости от типа социальной связи в нем.

Дюркгейм выделял два вида социальной связи-солидарности:

Механическая солидарность существует в первобытнообщинных и синкретических сообществах, где отсутствует или недостаточно развито разделение труда и функционирование между людьми посредством языка, верований, обычаев. Данная солидарность определяет параллельно и чужих данному обществу.

Органическая солидарность появляется в постпервобытных обществах, которые более развиты, где разделение труда и функционального взаимодействия ведет к обмену деятельностью, знаниями, продуктами труда. Данный вид солидарности выражается в обычаях, нормах, ритуалах принятых в коллективе, а также в появлении координационных органах – церкви, государства.

Дюркгейм считал, что общество не может эффективно функционировать, основываясь только на принципах личного интереса, при отсутствии коллективных норм регуляции.

Между человеком и государством он поместил профессиональные группы, которые и являются носителями принципов органической солидарности, а также смягчают социальные конфликты.

Самоубийство в теории Дюркгейма

Дюркгейм рассматривал также самоубийство, как социальный факт в ракурсе социальных связей и солидарности. Он выделял три типа самоубийства, обусловленные разными социальными ситуациями:

  • альтруистическое самоубийство, которое вызвано сильной механистической солидарностью;
  • эгоистическое самоубийство, обусловленное развитием индивидуализма крайней степени;
  • аномическое самоубийство являющееся результатом изменения экономических, политических или духовных условий жизни человека.

Роль Дюркгейма в развитии социологии

Дюркгейм считал, что революции в политике не способны что-либо изменить в социальных системах. Для того, чтобы за политическими изменениями последовали изменения социальные, они должны повлиять на глубинные нравственные ценности общества. Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих социологических теорий современности, в частности структурно-функционального анализа.

Источник статьи: http://spravochnick.ru/sociologiya/vklad_v_sociologiyu_emilya_dyurkgeyma/


Adblock
detector