Современные ученые и из вклад в развитие управления



Вклад российских ученых в развитие менеджмента. Характеристика современной российской практики управления

Наиболее плодородным в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е г. нашего столетия, когда в период нэпа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных с проблемами политики или идеологии. В это время четко обозначились две основные концепции управления: организационно-технические и социальные. К 1 можно отнести концепции «Организационного управления» А.А. Богданова; «»Физиологического оптимума» О.А. Ерманского; «Узкой базы» А.К. Гастева. Ко 2 группе – концепцию «Организационной деятельности» П.М. Керженцева; «Социально-трудовую концепцию управления производством» Н.А Витке.

А.А.Богданов заметил, что все виды управления и в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о возможности существования особой науки – организационной. Предметом последней в технической сфере является организация вещей, в экономической сфере – организация людей, в политической – организация идей. Техническая организация, по его мнению, была определяющей по отношению ко всем остальным, т.о., он по сути пренебрегал самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей. Взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития современной кибернетики и сетевых методов планирования идей.

О.А. Ерманский сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением крупного машинного производства, все факторы которого нужно было использовать рационально. Одним из основных законов этой науки считал «закон организационной суммы», которая будет больше, чем «арифметическая составляющая ее сил», если все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Применительно к производству это означало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструкции, вида, формы обрабатываемого объекта, физических и психологических качеств человека. Ерманский считал, что в будущем все станут руководителями, а вместо людей будут работать машины-автоматы.

А.К.Гастев считал, что всю работу в области научной организации труда (НОТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или рядовым. Он и его коллеги разработали концепцию трудовых установок: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения и пр., что позволяло обеспечить адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу. Гастев пытался активизировать работника, развить в нем потребность к совершенствованию. Суть концепции: « рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», и закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие, но и на государство в целом.

П.М.Керженцев сформулировал теорию организационной деятельности. Выделил в НОТ три объекта – труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационной структуры, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины. Считал, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу, придающих организации дополнительных жизненных сил.

Н.А.Витке в своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации. Управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции. Существо административной работы состояло в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах. Витке сформулировал совокупность требований к руководителям – носителей административных функций. Среди них: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу и т.п.

Черты современного менеджмента в России: Типы организации России: 1) государственные – претерпевает меньше всего изменений, ключевой характеристикой данного предприятия яв-ся авторитарный тип руководства и умение получать средства для дальнейшего развития; 2) традиционные(бывшие советские предприятия) охарактеризовать нынешний тип управления сложно, поскольку он является многообразным. 3) совместные – жесткое требование к отбору персонала, акцент на обучение, формирование корпоративной культуры, ориентация на динамический рост; 4) криминальные- возникшие в рамках масштабного перераспределения собственности за последние 10 лет: сугубо авторитарные методы руководства, жесткая стратификация сотрудников по степени их приближенности к лидеру, формирование у работников криминальной морали, отбор персонала на основе личного отношения с лидером.

Т.О. современный стиль российского управления окончательно не сформировался, но среди основных характеристик можно выделить: автократический стиль управления, ориентация на формирование корпоративной культуры, невысокий уровень квалификации, менее жесткие чем на западе структуры предполагающие возможность использования сотрудников в их прямых обязанностях.

4 Характеристика основных школ менеджмента.

I. Классические школы: Школа научного менеджмента.Основатель Фредерик Уинслоу Тейлор. Он придал понятию менеджмент определенность, назвав его ”организацией производства ”. Основные работы “Управление циклом”, “Принципы научного менеджмента”. Сформулировал принципы управления:

1. научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности

2. отбор рабочих, менеджеров на основе научных критериев и их обучение

3. сотрудничество рабочих и менеджеров в доле внедрения НОТ (научная организация труда)

4. равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.

Система материальных стимулов, которые по мнению Тейлора повышают производительность труда: прогрессивная система оплаты труда

1. разумные уступки рабочим со стороны администрации

2. администрация должна заниматься решением социальных проблем работников

3. использование человеческого фактора.

Цель производства: улучшение, увеличение комфорта и жизнедеятельности человека.

Миссия научного менеджмента: улучшение, конструктивный вклад в экономическое и социальное развитие общества.

Организационно – технологический подход в менеджменте получил дальнейшее распространение в трудах Френка и Лилиан Гилберт (оптимизация элементарных трудовых движений ,хронометраж рабочего дня, обучение руководящих кадров), Генри Ганнта, Гарри Эмерсон, Генри Форда(впервые в организации использовал автоматизацию производства, создал систему конвейера).

Административная школа.Основатель: Анри Файоль, “Общее и промышленное управление”. Создал теорию администрации. Цель школы: определение универсальных принципов управления, соблюдая которые организация должна несомненно добиться успеха.

1. разделение труда (специализация, кооперация)

2. взаимосвязь власти и ответственности

4.единоначалие – единство распорядительства

5.единство рук-ва: виды деятельности, починенные одной и той же цели должны иметь одного рук-ля и руководствоваться единым планом

6.подчинение частных интересов общим

7.принцип вознаграждения: должна существовать справедливая система поощрения труда, стимулирование

8. принцип централизации: разумная концентрация и рассредоточение власти

11.пр-п справедливости: справедливое и уважительное отношение к подчиненному

12.пр-п стабильности рабочего места для персонала: каждый работник должен иметь свое рабочее место

14.пр-п корпоративности: единство коллектива

Макс Вебер. Теория бюрократии власти

II. Неоклассические школы: Школа человеческих отношений.Отличительной характеристикой этой школы является перенос акцента направления с изучения процессов производства и администрирования на отношения между людьми.

Представители: Гуго Монстерберг, Мэри Поркер Фоллетт.

Элтон Мейо. Хоторнский (г. Хоторн) эксперименты на предприятиях Western Electric, проводимые с1927 по 1939 гг. не имели аналогов и принесли ему мировую известность. Он изучал влияние таких факторов как условие труда, стиль руководства, зарплата на производительность труда в промышленности. Эксперименты проводились в 3 ЭТАПА: 1. условия труда (роль освещения),

2изучались неконтролируемые факторы (больше оказывает влияние психологический климат в коллективе на производительность труда),

Выводы полученные в результате позволили создать социальную философию Менеджмента (система человеческих отношений). Выводы: коллектив представляет собой не просто формальную группу для реализации производственного задания, а систему отношений между людьми, для которых характерна взаимопомощь и поддержка, и в конечном итоге производительность труда в коллективе возрастает.

Бихевиористское направление.Школа поведенческих наук. Представители: Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу, Ренсис Лайкерт. Положили начала развитию управления персоналом.

Дуглас Мак-Грегор (Теория Х и У). Авторитарный тип руководителя реализует руководитель типа Х:

— человек генетически ленив, не хочет работать

— только с помощью контроля и при страхе наказания подчиненный выполнит задание

— человек не имеет престижных потребностей и не стремится брать на себя ответственность.

Рук-тель типа У исходит из следующих предпосылок:

— физически и эмоционально человек воспринимает работу либо как источник удовлетворения , либо как наказание в зависимости от условий труда и мотивации

— людям свойственно чувство ответственности, интерес к деятельности, они способны осуществить самоконтроль

— наиболее важным является вознаграждение, связанное с удовлетворением духовных, эстетических, творческих потребностей

— человек не только готов, он стремится к ответственности.

Пирамида потребностей Маслоу: базисные, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 7953 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/15_67334_vklad-rossiyskih-uchenih-v-razvitie-menedzhmenta-harakteristika-sovremennoy-rossiyskoy-praktiki-upravleniya.html


Adblock
detector