Спенсер его основной вклад в социологию



Вклад в социологию Г.Спенсера

Общее содержание натурализма (Г. Спенсер)

Общество подобно живому организму, а процессы, происходящие в нем, аналогичными природным процессам.

Герберт Спенсер, и именно он одним из первых высказал идеи социал-дарвинистского толка, наиболее существенной из которых, на наш взгляд, является его формулировка основного закона природы:

«существо, недостаточно энергичное для продолжения своего существования, должно умереть».

Этот закон, согласно социал-дарвинистам, распространяется не только на мир животных, но и на мир людей, мир социальный. В ходе конкурентной борьбы индивиды, сильные и энергичные, вытесняют, индивидов слабых и безынициативных на более низкие уровни социальной иерархии, не позволяют им подняться вверх по социальной лестнице.

Так, в конкурентной борьбе за престижное рабочее место его получает лишь один, самый сильный, кто лучше всех себя показал, или у кого самые лучшие и нужные социальные связи. Борьба предпринимателей в одном рыночном секторе, по мнению представителей социального дарвинизма, не должна регулироваться государством: лишь благодаря тому, что в ходе конкуренции выживают лучшие и наиболее качественные и востребованные товары и услуги, и развивается экономическая сфера.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Несмотря на социал-дарвинистский и натуралистический стиль социально-философского мышления, Г. Спенсер по праву считается одним из выдающихся философов-позитивистов, внесших значимую лепту в развитие такой общественной науки, как социология. Вслед за О. Контом Г. Спенсер обосновал теорию социальной эволюции, которая, по его мнению, идет посредством интеграции социальной системы, сопровождающейся дифференциацией и увеличением специализации между ее элементами.

Развитие общества как эволюция социальных институтов

Термин «социальный институт» был также введен в социологический оборот Г.Спенсером, хотя однозначной его трактовки он не дал. Г. Спенсер вслед за О. Контом обосновал теорию социальной эволюции, которая, по его мнению, идет посредством интеграции социальной системы, сопровождающейся дифференциацией и увеличением специализации между ее элементами, важнейшими из которых являются социальные институты.

Социальный институт, в понимании Г.Спенсера, — это орган социального организма, благодаря которому и становится возможным его нормальное функционирование и развитие. Социальные институты – это устойчивые формы социальных интеракций, благодаря которым происходит социализация человека и его адаптация к жизни в обществе . Заслуга английского социолога состоит в том, что первым выделил несколько категорий социальных институтов в соответствии с выполняемыми ими функциями:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Так, семейные институты выполняют функцию воспроизводства, благодаря чему общество не вымирает. Обрядовые институты выполняют функцию социального контроля, политические институты способствуют регуляции и координации общественной жизни, церковные институты также способствуют упорядочению социальной жизни. Промышленные институты, выполняя функцию распределения общественных благ, поддерживают производственную структуру общества. Профессиональные институты консолидируют индивидов по их принадлежности к различным социально-профессиональным группам.

В рамках органической теории Г.Спенсера, социальные институты не являются результатом чьей-либо сознательной деятельности в рамках одного поколения, любой общественный институт – это результат социальной эволюции, итог адаптивного развития общественного организма, направленного на оптимальное приспособление к условиям общественной среды.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Источник статьи: http://spravochnick.ru/sociologiya/sociologicheskie_teorii/vklad_v_sociologiyu_g_spensera/

Социология Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и несводимо к простой сумме действий индивидов.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) О. Конта; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.

Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей). Целью философии, науки, социологии является познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность является причиной всех явлений, о которой строят догадки философия, религия, наука. Основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, которая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.

Спенсер — основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Оно состоит из органов, каждый из которых выполняет определенные функции. Каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, которая носит характер конкуренции — борьбы, в результате которой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.

Социальные организмы — это вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. Например, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.

Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).

Механизм социальной эволюции Спенсера

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  • люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  • существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  • общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  • простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  • военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  • индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  • цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:

  • объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
  • общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  • социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  • общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  • развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  • наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
  • социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  • для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  • задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  • человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

Источник статьи: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/gerbert-spenser.html


Adblock
detector