Ю к бабанский вклад в педагогику



Вклад в педагогику и работы советского педагога Бабанского Юрия Константиновича

Содержание:

В 1949 -м году после выпуска из Ростовского педагогического института с физико-математического факультета Бабанский Юрий Константинович, знаменитый педагог Советского Союза, тут же преподавал педагогические курсы по методикам преподавания физики.

Вклад в педагогическую науку

С 1975 -го по 1977 -й года Ю. К. Бабанский был на должности ректора ИПК преподавателей педагогических наук при АПН СССР. В 1979 -м году его назначили вице-президентом АПН СССР.

Юрий Константинович – создатель теории оптимизации обучения. В данном труде обучение является научно-обоснованным выбором и реализацией варианта обучения, рассматриваемого с позиции успешного развития и решения образовательно-воспитательных задач детей. Выдающийся советский педагог предлагал использовать эту теорию для решения разнообразных педагогических проблем. У Бабанского методы и основы использования оптимизации выступают как один из аспектов общей теории научной организации педагогического процесса.

Ю.К. Бабанский предложил систему конкретных советов, которые помогают определять эффективные формы и методы предупреждения второгодничества и плохой успеваемости. Для этого он глубоко изучал причины детских неудач в учебе.

Под редакцией Ю. К. Бабанского выпущены учебные пособия для педагогических институтов “Педагогика”. Он также автор свыше 300 научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. Широкий круг читателей знает его работы по теории педагогики; оптимизации воспитательного процесса в учебном учреждении; дидактическим вопросам; учебным материалам для ВУЗов и педагогических институтов. Бабанский под своим чутким руководством подготовил множество докторов и кандидатов наук.

Юрий Константинович в процессе работы над собственной теорией призывал воспитателей и образование в целом к свободе выбора, проявлению индивидуальной точки зрения педагога, постоянному обдумыванию и анализу выполняемой работы. Он стоял на позиции безусловной первостепенности творчества в работе педагога, основанного на высоком профессионализме.

Современные школы обретают творческую свободу и постепенно преодолевают гнет чиновников образования. Но еще 20 лет назад к этому стремились передовые ученые, педагоги и методисты. Бабанский – один из самых последовательных приверженцев свободы педагогического творчества. Он настаивал на свободном выборе учителем способов, форм, приемов и средств воспитательного процесса. Допускал в этом отношении лишь советы, помощь и консультации. Для Бабанского поурочный план являлся личным документом учителя, при этом вмешательство руководства и чиновников в работу было недопустимо.

Основные работы Ю.К. Бабанского

Учебное пособие “Педагогика” Ю.К. Бабанского создано по новой программе курса педагогики для студентов, обучающихся в педагогических институтах.

В работе “Оптимизация процесса обучения” рассматриваются основные положения теории оптимизации учебного процесса, описывается выбор критериев и наилучшей структуры обучения, приводится передовой опыт различных школ в данной области. Общие формулировки теории оптимизации получили конкретизацию на примере профилактики плохой успеваемости младших подростков и организации образовательного процесса подготовленных учеников.

Книга “Избранные педагогические труды” Ю.К. Бабанского включает в себя работы разных лет по основам теории обучения и воспитания учеников. В своих исследованиях Юрий Константинович основывался на опыте педагогической работы ростовских школ и других регионов государства. Эксперименты посвящены оптимизации воспитательного процесса, методам обучения, а также целостному подходу к рассмотрению всей учебной деятельности.

Источник статьи: http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/vklad-v-pedagogiku-babanskogo-jurija-konstantinovi/

Бабанский Юрий Константинович — советский педагог — справочные материалы по педагогике от А до Я

Для многих преподавателей и тех, кто изучал когда-либо педагогику, личность Бабанского Ю. К. знакома.

Ю. К. Бабанский — педагог советской эпохи, автор многих трудов и идей, посвященных педагогике. По его методике до сих пор ведется преподавание в педагогических вузах.

Биографические факты

Родился будущий педагог 7 января 1927 года, в Ростовской области. После окончания средней общеобразовательной школы поступил в Ростовский пединститут, выбрав факультет математики и физики. Окончил институт в 49-м году. Затем читал дополнительные лекции педагогики и методики преподавания физики.

Начиная с 1958 года и на протяжении 11 лет, был заместителем ректора учебного заведения. В 48 лет был назначен ректором ИПК преподавателей педагогических дисциплин при АПН Советского Союза. Был удостоен звания вице-президента Академии. Имел степень доктора наук и был профессором.

Ушел из жизни Бабанский в возрасте 60-ти лет, оставив значимый след на пути развития педагогической науки.

Научная деятельность

Бабанский стал основоположником теории, способствующей наладить оптимизацию обучающего процесса. Эта теория основывается на обучении, которое есть научно-обоснованный выбор, и рассматривается в качестве правильного развития и решения поставленных задач, касательно образования и детского воспитания. Юрий Константинович был уверен в том, что данная теория может быть использована при решении многих педагогических задач. Его теория оптимизации являлась частью общей теории по оптимизации педагогической научной деятельности.

Он был автором и сторонником некоторых основных принципов, определяющих эффективные нормы и способы, которые предотвращают такие явления, как второгодничество в школах и неуспеваемость. Он был уверен, чтобы достичь результатов, необходимо изучить все причины, по которым детей постигают неудачи в учебе.

На протяжении своей трудовой деятельности Юрий Бабанский написал много учебных пособий, на его счету более 300 научных трудов. Естественно, были и такие, что переводились на иные языки. Он был куратором для многих докторов и кандидатов наук.

Создавая свою теорию, профессор настоятельно рекомендовал преподавателям, да и общей образовательной системе, придерживаться во всем права выбора, свободы выбора. Он считал, что у каждого школьного учителя должно быть личное мнение, собственная позиция. Работая с детьми, учителю необходимо анализировать свою деятельность. Педагогическая деятельность – это процесс творческий, но основываться он должен непременно на профессионализме. Бабанский, был одним из первых, кто в открытую заявил о свободе педагогического творчества учителей. В этот процесс могут вмешиваться только родители детей, и то, помогая советами и консультациями, а никак не устаревшая образовательная система, включая чиновников.

Главные труды

Самыми значимыми трудами великого педагога являются:

1. Учебное пособие «Педагогика». Это издание вмещает в себя курс лекций для педагогических университетов, основываясь на новой программе.

2. «Оптимизация процесса обучения». Это работа, в которой подробно изложены главные направления по усовершенствованию и оптимизации процессов обучения. Основа заключается в праве выбора того или иного направления преподавателем. Все общие данные теории формулируются на примере профилактических мер, предупреждающих неуспеваемость среди учеников младшей школы и средней школы.

3. Книга «Избранные педагогические труды» — это пособие, в котором речь идет о воспитании и обучении детей школьного возраста. Исследования для книги проводились во многих ростовских школах.

Источник статьи: http://sciterm.ru/spravochnik/babanskiy-yuriy-konstantinovich/

«Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983 год.

«Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983 год.

Источник информации — http://www.detskiysad.ru/ped/ped142.html

Книга приведена с некоторыми сокращениями

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Предмет педагогики и методы научно-педагогических исследований

Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности

Глава 3. Всестороннее развитие личности — цель коммунистического воспитания

Глава 4. Педагогический процесс

Глава 5. Предмет и основные категории советской дидактики

Глава 6. Содержание образования в советской школе

Глава 8. Принципы обучения

Глава 10. Формы организации обучения

Глава 11. Оптимизация обучения в современней школе

Глава 12. Контроль за результатами учебно-познавательной деятельности учащихся

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Глава 13. Сущность процесса коммунистического воспитания

Глава 14. Принципы коммунистического воспитания

Глава 16. Методы воспитания

Глава 15. Комплексный подход к воспитанию

Глава 17. Формирование коллектива и его влияние на личность школьника

Глава 18. Формирование коммунистического мировоззрения

Глава 19. Идейно-политическое воспитание и формирование общественной активности учащихся

Глава 20. Нравственное воспитание

Глава 21. Трудовое воспитание

Глава 22. Эстетическое воспитание

Глава 23. Физическое воспитание

Глава 24. Воспитательная работа классного руководителя

Глава 25. Комсомольская и пионерская организации в школе. Учком

Глава 26. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа

Глава 27. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности. Воспитание детей в семье. Работа в группах продленного дня

Глава 28. Управление и руководство школой

Источник статьи: http://avkrasn.ru/article-1574.html

—>Информатика —>

Анализ на основе логического подхода (анализ нынешнего состояния концепции как относительно завершеной системы знания и действия) позволяет анализировать концепцию оптимизации с точки зрения исторического, генетического подхода. В то же время элементы рет-роспективы, исторического подхода к концепции оптимизации необходимы, чтобы показать, какие черты, положительные строны, особенности этой концепции делают её интеллектуальным средством решения педагогических проблем в условиях активного развития информационных дидактических систем образования. Тем более это актуально в период разработки как кумулятивных, так и науковедческих исследований в современной педагогике. Королев Ф.Ф. писал, что «будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности» и будут руководящими, в том числе и для педагогики (Проблемы теории воспитания: Сб. статей, М., 1974, ч.1, с.126).

Сам исследователь полагал, что оптимизация является закономерным, логическим этапом в развитии педагогики и ряда других наук: нахождение максимального значения какой-то функции при минимальных значениях аргументов; изопериметрические задачи в экономике, логике, математике. В педагогкике А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский развивали идеи педагогической деятельности при разумной трате сил и времени, поиск целостной системы мер по созданию оптимальных мер обучения, воспитания и развития ученика и коллектива. Дидакты (М.А.Данилов, И.Т.Огородников, Л.В.Занков и др.) изучили сравнительную эффективность компонентов процесса обучения, их сочетаний на основе научности и доступности обучения и т.д. Достижения психологии познавательных процессов (задача, рациональное решение задачи и др.) позволило Ю.К.Бабанскому обосновать оптимальность педагогического мышления — проблемно-поискового, связанного с проявлением волевых усилий.

Ю.К.Бабанский неоднократно отмечал, что, как всякая научная теория, оптимизация педагогического процесса возникла под влиянием практики: преодоления неуспеваемости, необходимости интенсификации и снятия учебных перегрузок в процессе перехода к новому учебному содержанию. Устранение методических недостатков (увлеченность каким-либо одним методом), формализм в оценке результатов труда учителя и качества успеваемости.

Это был новаторский подход к постановке и решению проблем оп-тимального функционирования процесса обучения в педагогике 60-х — 70-х годов. Именно вера в возможность при помощи оптимизации дидактической системы преодолеть развивавшийся социально-педагогический и медико-педагогический феномен 60-х годов — длительная неуспеваемость учащихся. «Речь идет о принципиальной глобальной оценке уровня подготовлености школьника, пишет Ю.К.Бабанский, который складывается вследствие всей системы обучения и воспитания, в ходе которой возможны текущие неудачи, временные поражения, но обеспечена онечная и убеительная победа» (1971; 6). Проанализировав накучные проблемы эффективности учения и обучения (единство обучения и учения, повышение эффективности урока, единство обучения и воспитания, обучения и развития и т.д.), Ю.К.Бабанский вместе с коллегами и учениками (А.Д.Алферов, В.Ф.Харьковская, Т.С.Полякова, С.Г.Махненко, Л.Ф.Бабенышева, Г.А.Победоносцев, Т.А.Мамигонова, И.М.Косоножкин, А.П.Притыко, Е.В.Бондаревской, В.С.Ильиным, З.П.Мотовой и др.) выдвинули идею оптимального использования принципов и методов дидактики. Эти условия эффективного применения принципов педагогики (воспитания и дидактики) названы «принципами оптимизации учебно-воспитательного процесса» при соблюдении ряда педагогических условий:

1. необходимо комплексное применение принципов и методов дидактики и воспитания. В середине 80-х годов это условие было развито в теорию комплексного подхода в педагогике и комплексный подход всегда рассматривался в научной школе Ю.К.Бабанскорго как средство оптими-зации учебно-воспитательной работы;

2. эффективное управление педагогическим процессом, предполагающее единство творческого планирования, организации, регулирования, учета и контроля (Ю.К.Бабанский, И.М.Косоножкин, Е.В.Бондаревская, А.П.Притыко, В.М.Норглик, Г.А.Победоносцев идр.);

3. конкретность дидактических и воспитательных воздействий на основе всесотороннего изучения школьников и дифференцированного подхода к их обучению, воспитанию, развитию: проблемы предупреждения неуспеваемости школьников, проблемы повышения эффективности учения, проблемы активизации познавательной деятельности ответственное отношение к учению (исследования А.Д.Алферова и его аспирантов), познавательная мотивация — потребность в учении (исследования В.С.Ильина и его аспирантов), проблемы диагностики учащихся и медико-педагогические проблемы (Л.А.Ростовецкая, О.И.Близнецова, Э.Г.Якуба, Е.А.Михайлычев, Г.Ф.Карпова), проблемы интеграции знаний (С.Г.Махненко), проблемы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся (В.Ф.Харьковская, Т.Б.Генинг, Л.Ф.Бабенышева Р.А.Жданова, С.Г.Махненко, Л.Я.Янкина), за-труднения в педагогической деятельности учителя (Т.С.Полякова), проблемы профессиональной деятельности учителя (А.Д.Деминцев), внедрение идей в практику (П.И.Карташов), разработка теории и методики педагогического исследования на основе идеи оптимизации педагогической деятельности;

4. оптимальность педагогических усилий школы, семьи, общественности к творческому применению идей эффективных учебно-воспитательных воздействий к личности и коллективу

СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ:

Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в современной школе подразумевается выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.

По каким критериям оценивается оптимальность любой системы мер обучеия и воспитания? Причем, в школе К.Бабанского дано определение критерия оптимальности — это признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них, поэтому важным условием прменения критериев их выор в самом начале работы. Для практики учебно-воспитательной работы 70-х годов актуальным были критерии максимально возможных результатов, минимальных затрат времени учителей, допустимые затраты усилий школьников и учеников, меньшие затраты средств на достижение намченных результатов за определенное время. Сохраняют свою значимость критерии эффектитвности и качества решения педагогических задач при разумном расходовании времени учителей и учащихся, особенно при внедрении информационных технологий.

Необходимым исследовательским шагом для Ю.К.Бабанского было обоснование неидентичности оптимизации с близкими, но не тождественными дефинициями — рационализация, модернизация, совершенствование, повышение эфективности, интенсификация, научная организация труда и др., хотя наиболее близким к оптимизации является понятие «повышение эффективности». Отличие в том, что оптимизация, являсь качественно новым состоянием учебно-воспитательного процесса, предполагает повышение эффективности не средствами вообще, а целесообразными для данной образовательно-воспитательной ситуации. Оптимизацию педагогического процесса следует рассматривать как логичскую последовательность действий учителя для избранного сценария учебнозвоспитательного процесса.

Оптимизация по отношению к перечисленным выше понятиям является системой педагогических мер и предусматривает обязательную оценку результатов по конкретным мерам. Методика оптимизации обучения является естественным этапом внедрения НОПТ, но оптимизация исследует ряд внутренних аспектов педагогического процесса, которые не может решить НОПТ — связь знаний об особенностях личностного роста ученика с конкретными педагогическими приемами обучения и воспритания, организация индивидуального и дифференцированного подхода к ученику и т.д.

Ю.К.Бабанский характеризовал методологическую основу оптимизации как единство методологии деятельности, диалектического системно-деятельностного подхода, теории управления и научной организации труда, общей теории систем, общих закономерностей педагогического процесса. Он сознательно отказался от метафизического типа педагогического мыш-ления.

При использовании в его теории системно-структурного подхода были применены ряд положений этой методологии: связь системы со средой и единство их связей, элементов; выделение в оптимизации относительно самостоятельных и сопоставимых элементов, дающее полное содержание компонентов в их единстве; функции компонентов и их место в целостной системе; выявление характера ведущих, системообразующих связей (так специально выделены причинно-следственные связи учебно-воспитательного процесса; иерархические связи между элементами учебно-воспиитательного процесса (например, использование для их анализа методов корреляционного анализа, модификация математического критерия А.Н.Колмогорова для анали-за полярных педагогических явлений, успешности и неуспешности успевамости); связи функционирования и развития ( проблема противоречий в учебно-воспитательном процессе); генетические связи, позволяющие выявлять первопричины позитивных и негативных явлений в педагогическом процессе.

Наиболее перспективным с позиций современной личностно-ориентированной педагогики является обращение Ю.К.Бабанского к рассмотрению учебно-воспитательного процесса как процесса эволюции педагогических целей и средств на основе зоны ближайшего развития ученика. Это позволило исследователю сформулировать основные принципы оптимизации: результативность учебно-воспитательного процесса обеспечивается комплексностью педагогических средств, эффективность управления педагогическим процессом, всестороннее изучение и развитие учебно-познавательных возможностей ученика и выявление причин неэффективного учения, разработка системы мер повышения эффективности обучения и учения, связь учебного и воспитательных процессов.

Таким образом, новаторство в разработке философско-методологического основания концепции оптимизации проявилось в последовательном применении важнейших принципов диалектического подхода: объективности рассмотрения действительности, историзма, конкретно-исторического подхода, системности; конкретности истины (диалектическое соотношение абсолютной и относительной истины), меры, необходимости учитывать конкретные условия, терпимость в отношении других педагогических идей, сохранения ценного из педагогического наследия.

Необходимой философской категорией теории оптимизации явилась «мера», выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта и связана с определеным коли-чественных характеристик, ведущей к модификации объекта с сохранением существенных характеристик объекта. В школе Ю.К.Бабанского в связи с таким понимание меры введено понятие » зона оптимума», предполагающей наличие не отдельного оптимального варианта решения поставленных задач, а сочетание набора возможностей при доминировании одного из них. В этом смысле исследователь был близок к проблемам нелинейного мышления, развиваемого современной философией самоорганизующихся систем.

На его основе был сформулирован оптимизационный подход в педагогике (М.М.Поташник), оптимизационное педагогическое мышление.

Источник статьи: http://rodtm.ucoz.ru/publ/v_pomoshh_uchitelju/voprosy_metodiki/ju_k_babanskij_razrabotchik_teorii_optimizacii_uchebno_vospitatelnogo_processa/17-1-0-6


Adblock
detector